Таблица 2.7.
Примеры конкретизации учебных целей
|
Учебная цель |
Измеряемые учебные цели |
|
{LINKS} Научить учащихся пользоваться весами для взвешивания объектов |
Учащийся демонстрирует использование весов для взвешивания объектов: a) помещает объект неизвестного веса на одну чашу весов; b) помещает объекты известного веса на другую чашу весов; с)добавляет или убирает объекты известного веса в случае перевеса; d)по мере достижения равновесия использует всё меньшие веса; е)пытается подобрать минимальное число сочетаний известных весов, каждый раз достигая более полного равновесия (в отличие от простого угадывания); f)добавляет веса, которые позволяют достичь равновесия, чтобы определить неизвестный вес. |
|
Научить учащегося складывать целые числа |
Учащийся складывает: a) два однозначных числа с суммой до десяти (например: 2+5); b) два однозначных числа с суммой, большей десяти (например: 6+8); с)три однозначных числа с суммой до десяти (например: 2+4+3); d)три однозначных числа с суммой, большей десяти (например: 7+5+3); е)два двузначных числа без переноса цифры (например: 21+34); f)два двузначных числа с переносом цифры (например: 36+27). |
Таблица 2.8.
Содержание технологии обучения
|
Организация содержания обучения |
Выбор форм организации учебного процесса |
Выбор форм контроля |
Выбор методов обучения |
Выбор средств обучения |
|
Отбор наиболее значимого материала |
Лекция |
Контрольная работа |
Направленных на первичное овладение знаниями |
Учебная литература |
|
Структурирование учебного материала |
Семинар |
Коллоквиум |
Направленных на совершенствование знаний, формирование умений, навыков |
Наглядные пособия |
|
Отбор примеров и доказательств с учётом специальности |
Лабораторные занятия |
Курсовая работа |
Информационные материалы | |
|
Отбор задач и заданий, направленных на формирование умений и навыков |
Экскурсия |
Курсовой проект | ||
|
Самостоятельная внеаудиторная работа |
Зачёт |
Учебное оборудование | ||
|
Практическое занятие |
Экзамен |
Таблица 2.9.
Структура учебного процесса
|
Структурные этапы процесса усвоения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Изучение нового материала на уроке (20—25 мин.) |
Рассказ учителя. План: а) б) в) |
Учащиеся пассивно воспринимают новую информацию. В меру необходимости отвечают на вопросы учителя. |
|
После краткого рассказа учитель создаёт учебные группы (2—4 учащихся), которые должны прочитать часть параграфа, выделить смысловые части текста и определить структуру каждой смысловой части. Для того чтобы организовать эту ученическую работу, учитель проводит инструктаж. |
Один учащийся из учебной группы является старшим. Он регламентирует групповую работу. | |
|
После окончания этой учебной работы учитель фронтально проверяет результаты ученической деятельности. Учащиеся, которые правильно справились с заданием, ставят оценки в индивидуальную карточку учёта знаний. |
Учащиеся активно участвуют в проверке классного задания. | |
|
За 3—5 мин до окончания урока учитель даёт домашнее задание и проводит обстоятельный инструктаж, как его выполнять. |
Учащиеся слушают и записывают домашнее задание. | |
|
Самостоятельное выполнение домашнего задания. |
Учащиеся изучают соответствующий параграф учебника и подготавливают ответ к логическим заданиям. | |
|
Громкий проговор урочной темы в начале следующего урока. |
Учитель-учащийся заблаговременно создаёт учебные пары. В начале урока осуществляется краткий инструктаж. |
Ученик рассказывает учебный материал урочной темы учащемуся-учителю. После проговора учитель проверяет знание урочной темы по вопросам, после чего он выставляет оценку учащемуся в индивидуальную карточку учёта знаний. |
|
Фронтальное повторение урочной темы, повторение узловых вопросов учебной темы и всего курса. |
Учитель-учащийся проводит фронтальное повторение в форме беседы. Логические задания составлены на разных уровнях мыслительных усилий. Основное количество вопросов предназначено для организации текущего повторения, а остальные — для тематического и итогового. Положительные оценки, которые были объявлены учителем-учеником, выставляются в индивидуальную карточку учёта знаний. |
Учащиеся активно участвуют в повторении. |
|
Педагогическая минутка. |
Учитель-учащийся выполнил свои обязанности. Роль ведущего берёт на себя комментатор. |
Учащиеся обсуждают, как вёл первую половину урока учитель-учащийся. Комментатор руководит этим процессом, опрашивает учеников и делает сам замечания. |
|
Воспроизведение ЛОС. |
Ещё в начале урока специально выделенные учащиеся повесили на доске ЛОС (прошлой и настоящей урочной темы). Вот почему учителю достаточно только сказать: «Приступили». |
Учащиеся в тетрадях «ученик-учитель» начинают по памяти воспроизводить ЛОС урочной темы, которую они изучали дома. Если кто-то из учащихся забыл что-либо из ЛОС, он может поднять руку и ему учитель разрешит посмотреть. |
Великая педагогика:
Формирование нового содержания, форм культуры
Термин "средневековье" возник в эпоху Ренессанса. Мыслители итальянского Возрождения понимали его как мрачные "срединные" века в развитии европейской культуры, время всеобщего упадка, лежащее посередине между блестящей эпохой античности и собственно Возрождением, новым расцветом ...
Сущность художественной одаренности
Художественные способности раньше других обнаруживают себя. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – рисунки можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автор ...
Обоснование понятия коммуникативной грамотности учащихся
Коммуникативная грамотность — знание правил общения, умение соотнести их с конкретной ситуацией (коммуникативным лотусом). Она включает культуру речи, языковую и речевую грамотность, знания о педагогике и психологии общения, знания о логике и этике общения. Коммуникативность — способность, склоннос ...