Влияние мотивации на учебный процесс

Поскольку в рамках нашего исследования проверяется гипотеза о связи мотивации с уверенностью в знаниях, существует необходимость рассмотреть это понятие в теоретическом анализе дипломной работы.

Существует большое количество разновидностей мотивации, но мы подробнее остановимся только на внутренней и внешней.

Внутренняя мотивация – мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности, наградой за которую является активность сама по себе.

Деси считает, что внутренне мотивированное поведение базируется на потребности человека быть компетентным и самодетерминированным при взаимодействии со средой. Оно является потребностью, которая основывается на свойствах центральной нервной системы, существует постоянно и мотивирует текущее поведение и мысли до тех пор, пока не прерывается базовыми влечениями или эмоциональными реакциями. Рост внутренней мотивации, обеспечивающий оптимальное развитие личности, зависит от социальных условий, которые поддерживают и охраняют автономию человека или же наоборот разрушают ее. Таким образом, внутренняя мотивация и сопровождающие ее проявления могут быть подорваны в условии чрезмерного контроля или при неустойчивости (нестабильности), что приводит к неадекватному развитию и психопатологии.

Внешняя мотивация – мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Одной из теорий внешней мотивации являются теории валентности – ожидания – инструментальности. Данный тип теорий построен на двух фундаментальных условиях человеческого поведения, которые в психологии стали изучаться после работ К. Левина и Э. Толмена. Первое условие заключается в следующем. Для того чтобы быть мотивированной к определенному виду поведения, личность должна быть уверена, что существует прямая связь между осуществляемым поведением и его последствиями. Эта субъективная уверенность получила название «ожидание! инструментальностъ». Второе условие: последствия поведения должны быть эмоционально значимы для личности, должны иметь для нее определенную ценность. Эта аффективная привлекательность получила название «валентность». Формула мотивированного поведения в этом случае выглядит так: «поведение» = «валентность» х «ожидание». Произведение двух параметров означает, что, если хотя бы один из сомножителей равен нулю, то и все произведение будет равно нулю. Если последствия поведения будут незначимы для личности, то она не будет испытывать интенции к его выполнению. Также, если человек будет уверен, что поведение никак не связано с его результатами, то мотивации к выполнению не будет. Высокая мотивация в соответствии с данным подходом будет в том случае, когда человек будет уверен, что желательные для него последствия являются прямым результатом предпринимаемого поведения.

Теперь посмотрим, как изложенный материал вписывается в рамки учебного процесса.

Основная деятельность учащихся (студентов) – получение (накопление), переработка, усвоение и использование (на устной или письменной проверочной работе) знаний.

Внутренняя мотивация к деятельности – интерес к содержанию деятельности, а так же, возможно, желание «не быть хуже других».

Внешняя мотивация к деятельности – система подкреплений в виде системы контроля (оценивания) знаний, важность содержания деятельности.

Совокупность внешней и внутренней мотиваций способствует актуализации деятельности учащихся (студентов).

Сделаем следующие предположения:

1. Студенты осознают прямую связь между действием (написанием теста) и результатом (оценкой). Следовательно, присвоим «ожиданию» единицу.

2. Является ли эмоционально значимой эта оценка? Какова ее ценность для каждого студента в отдельности? Предположим, что для студента филологического факультета наиболее важен результат по профилирующему предмету (русскому языку) в силу ряда причин (количество часов отведенных на изучение, сдача государственного экзамена, связь с будущей профессией и др.), чем по общеобразовательному (психология). Тогда «валентности» по психологии присвоим единицу (т. к. его все же необходимо сдать, для того чтобы продолжить обучение), а по русскому языку «валентность» больше единицы.

3. «Поведение» для психологии будет равно единицы, а для русского языка показателю «валентности».

Данные предположений говорят нам об эмоциональной важности тех или иных действии, но ничего не говорят о взаимосвязи мотивации с уровнем знаний и уверенностью в собственных суждениях. Для того чтобы попытаться разрешить данную проблему, мы и проводим наше исследование.

Великая педагогика:

Физическое воспитание и развитие навыков ходьбы
Одной из важнейших задач физического воспитания незрячих и частичновидящих детей является коррекция двигательных недостатков, возникших в результате дефекта. Нарушения и аномалии зрительной системы отрицательно сказываются на формировании двигательных способностей – силы, быстроты, выносливости, ко ...

Индивидуализация воспитания трудных детей в начальной школе
Воспитательные воздействия влияют на ученика не прямо. Выдающийся советский психолог С. Л. Рубинштейн показал, что внешние причины действуют через внутренние условия. Под последними он понимал личность человека. Мы уже употребляли это понятие выше. Но сейчас есть смысл привести его определение. Лич ...

Причины, механизмы и симптоматика нарушений письма у младших школьников
По мнению А.Н. Корнева, трудности в обучении письму возникают как результат трех групп явлений: биологической недостаточности мозговых систем, входящих в систему письменной речи, возникающей на этой основе функциональной недостаточности и средовых условий, предъявляющих повышенные требования к отст ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru