Влияние мотивации на учебный процесс

Поскольку в рамках нашего исследования проверяется гипотеза о связи мотивации с уверенностью в знаниях, существует необходимость рассмотреть это понятие в теоретическом анализе дипломной работы.

Существует большое количество разновидностей мотивации, но мы подробнее остановимся только на внутренней и внешней.

Внутренняя мотивация – мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности, наградой за которую является активность сама по себе.

Деси считает, что внутренне мотивированное поведение базируется на потребности человека быть компетентным и самодетерминированным при взаимодействии со средой. Оно является потребностью, которая основывается на свойствах центральной нервной системы, существует постоянно и мотивирует текущее поведение и мысли до тех пор, пока не прерывается базовыми влечениями или эмоциональными реакциями. Рост внутренней мотивации, обеспечивающий оптимальное развитие личности, зависит от социальных условий, которые поддерживают и охраняют автономию человека или же наоборот разрушают ее. Таким образом, внутренняя мотивация и сопровождающие ее проявления могут быть подорваны в условии чрезмерного контроля или при неустойчивости (нестабильности), что приводит к неадекватному развитию и психопатологии.

Внешняя мотивация – мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Одной из теорий внешней мотивации являются теории валентности – ожидания – инструментальности. Данный тип теорий построен на двух фундаментальных условиях человеческого поведения, которые в психологии стали изучаться после работ К. Левина и Э. Толмена. Первое условие заключается в следующем. Для того чтобы быть мотивированной к определенному виду поведения, личность должна быть уверена, что существует прямая связь между осуществляемым поведением и его последствиями. Эта субъективная уверенность получила название «ожидание! инструментальностъ». Второе условие: последствия поведения должны быть эмоционально значимы для личности, должны иметь для нее определенную ценность. Эта аффективная привлекательность получила название «валентность». Формула мотивированного поведения в этом случае выглядит так: «поведение» = «валентность» х «ожидание». Произведение двух параметров означает, что, если хотя бы один из сомножителей равен нулю, то и все произведение будет равно нулю. Если последствия поведения будут незначимы для личности, то она не будет испытывать интенции к его выполнению. Также, если человек будет уверен, что поведение никак не связано с его результатами, то мотивации к выполнению не будет. Высокая мотивация в соответствии с данным подходом будет в том случае, когда человек будет уверен, что желательные для него последствия являются прямым результатом предпринимаемого поведения.

Теперь посмотрим, как изложенный материал вписывается в рамки учебного процесса.

Основная деятельность учащихся (студентов) – получение (накопление), переработка, усвоение и использование (на устной или письменной проверочной работе) знаний.

Внутренняя мотивация к деятельности – интерес к содержанию деятельности, а так же, возможно, желание «не быть хуже других».

Внешняя мотивация к деятельности – система подкреплений в виде системы контроля (оценивания) знаний, важность содержания деятельности.

Совокупность внешней и внутренней мотиваций способствует актуализации деятельности учащихся (студентов).

Сделаем следующие предположения:

1. Студенты осознают прямую связь между действием (написанием теста) и результатом (оценкой). Следовательно, присвоим «ожиданию» единицу.

2. Является ли эмоционально значимой эта оценка? Какова ее ценность для каждого студента в отдельности? Предположим, что для студента филологического факультета наиболее важен результат по профилирующему предмету (русскому языку) в силу ряда причин (количество часов отведенных на изучение, сдача государственного экзамена, связь с будущей профессией и др.), чем по общеобразовательному (психология). Тогда «валентности» по психологии присвоим единицу (т. к. его все же необходимо сдать, для того чтобы продолжить обучение), а по русскому языку «валентность» больше единицы.

3. «Поведение» для психологии будет равно единицы, а для русского языка показателю «валентности».

Данные предположений говорят нам об эмоциональной важности тех или иных действии, но ничего не говорят о взаимосвязи мотивации с уровнем знаний и уверенностью в собственных суждениях. Для того чтобы попытаться разрешить данную проблему, мы и проводим наше исследование.

Великая педагогика:

Влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учения
Различные формы коллективной деятельности учащихся играют значительную роль в становлении мотивации учения, что объясняется несколькими обстоятельствами. Большое значение имеет включение всех учащихся в активную учебную работу, ибо только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация ...

Теоретическая модель Молодежного кампуса временного пребывания для выпускников сиротских учреждений, оказавшихся в сложной жизненной ситуации
Одним из средств подготовки к самостоятельной и семейной жизни мы видим в усилении роли проживания учащихся-сирот в социальной гостинице, которую мы представляем структурным подразделением разработанной нами теоретической модели «Молодежный кампус». Молодежный кампус временного пребывания создается ...

Анализ фразеологизмов английского языка с компонентами – зоонимами и их эквивалентов в русском языке
Фразеологизмы английского языка с компонентами – зоонимами Развитие многозначности зоонимов осуществляется путём переноса значения, названия. Исторически вторичные значения являются переносными, часто и фигуральными, но многие из них в настоящее время уже не осознаются в своих исходных качествах. С ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru