Взаимосвязь мотивации учения и знания предметной области

Педагогическая информация » Взаимосвязь мотивации учения и знания предметной области

Современная образовательная система требует учёта не только результативных характеристик деятельности учащегося (таких, как академическая успешность), но и различных параметров, характеризующих субъективные представления учащегося о собственном учении и его результатах. Эти субъективные представления находят выражение в переживании уверенности или неуверенности учащегося в собственном знании, в правильности решения конкретной задачи, в собственных возможностях освоения отдельных предметных курсов и получения образования в целом. В частности, в ряде отечественных и зарубежных исследований продемонстрирован эффект несовпадения объективной успешности учащегося и его субъективной уверенности в собственных достижениях. Так, учащиеся могут демонстрировать высокую уверенность в собственных знаниях и навыках на фоне относительно низкой объективной успешности. Указанное расхождение между объективной успешностью и уверенностью в достижении определенных учебных успехов выступает как важный фактор, определяющий результативность учебной деятельности. Например, учащийся с чрезмерно высокой или недостаточной уверенностью в собственных знаниях неадекватно интерпретирует причины своих успехов и неудач, испытывает трудности в развитии себя как субъекта учения. В то же время эмпирические данные, раскрывающие роль психологических условий, определяющих уверенность в решении учебных задач, разрознены и получены в основном в зарубежных исследованиях, то есть в рамках другой образовательной среды. В этой связи актуальной и значимой становится проблема изучения метакогнитивных суждений и мотиваций в их формировании при решении учебных задач.

{LINKS}

В изучении уверенности традиционно используется так называемая парадигма калибровки. В психофизических исследованиях она также обозначается как исследование реализма уверенности. Сущность данной процедуры заключается в сопоставлении субъективных оценок уверенности испытуемого в правильности решения задачи и объективной правильности этого решения. На основе этого сопоставления рассчитываются различные показатели: средний процентный показатель, абсолютная точность суждений, погрешность, различие между уверенностью в правильных и неправильных решениях и другие. Сравнение однотипных показателей по различным предметам поможет выявить взаимосвязь внешней мотивации с уверенностью в суждениях.

Цель исследования: изучить взаимосвязь мотивации учения и знания предметной области в уверенности в знании.

Задачи исследования:

1. Изучение научно-психологической литературы;

2. Разработка программы исследования;

3. Проведение исследования;

4. Анализ и интерпретация данных.

Объект исследования: особенности метакогнитивных суждений в процессе решения учебных задач.

Предмет исследования: взаимосвязь знаний, внешней учебной мотивации и метакогнитивных суждений в процессе решения учебных задач.

Испытуемые: студенты филологического факультета заочного отделения КГУ им. К.Э. Циолковского. Выборка исследования составила 19 человек.

Гипотезы исследования:

1. Будет обнаружена связь между характеристиками метакогнетивных суждений и уровнем знания конкретной предметной области.

2. Влияние внешней мотивации на уверенность в суждениях и знания будет значительным. Показатели уверенности по профилирующему предмету (русскому языку) будут выше, чем по общеобязательному (педагогической психологии).

Методы исследования:

1. Тест знания по курсу «Педагогическая психология» с включенной в нее процедурой калибровки.

2. Тест знания по курсу «Современный русский язык» с включенной в нее процедурой калибровки.

3. Методы статистической обработки.

Великая педагогика:

Анализ УМК по французскому языку для старшего этапа обучения
В настоящее время на старшем этапе обучения используются УМК «L’oiseau bleu» (авторы Н.А. Селиванова, А.Ю.Шашурина) для 9 класса и УМК "Objectif" (авторы Е.Я. Григорьева, Е.Ю. Горбачева, М.Р. Лисенко) для 10-11 классов. Мы провели анализ данных учебников, с целью рассмотреть представленны ...

Социальная педагогика
Социальная педагогика - отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание всех возрастных и социальных категорий людей, осуществляемое как в собственно воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией. Социальная педагогика включает в себя р ...

Предмет теории вероятностей
Теория вероятностей возникла в середине XVII в. Первые работы по теории вероятностей, принадлежащие французским учёным Б. Паскалю и П. Ферма и голландскому учёному X. Гюйгенсу, появились в связи с подсчётом различных вероятностей в азартных играх. Крупный успех теории вероятностей связан с именем ш ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru