Взаимосвязь мотивации учения и знания предметной области

Педагогическая информация » Взаимосвязь мотивации учения и знания предметной области

Современная образовательная система требует учёта не только результативных характеристик деятельности учащегося (таких, как академическая успешность), но и различных параметров, характеризующих субъективные представления учащегося о собственном учении и его результатах. Эти субъективные представления находят выражение в переживании уверенности или неуверенности учащегося в собственном знании, в правильности решения конкретной задачи, в собственных возможностях освоения отдельных предметных курсов и получения образования в целом. В частности, в ряде отечественных и зарубежных исследований продемонстрирован эффект несовпадения объективной успешности учащегося и его субъективной уверенности в собственных достижениях. Так, учащиеся могут демонстрировать высокую уверенность в собственных знаниях и навыках на фоне относительно низкой объективной успешности. Указанное расхождение между объективной успешностью и уверенностью в достижении определенных учебных успехов выступает как важный фактор, определяющий результативность учебной деятельности. Например, учащийся с чрезмерно высокой или недостаточной уверенностью в собственных знаниях неадекватно интерпретирует причины своих успехов и неудач, испытывает трудности в развитии себя как субъекта учения. В то же время эмпирические данные, раскрывающие роль психологических условий, определяющих уверенность в решении учебных задач, разрознены и получены в основном в зарубежных исследованиях, то есть в рамках другой образовательной среды. В этой связи актуальной и значимой становится проблема изучения метакогнитивных суждений и мотиваций в их формировании при решении учебных задач.

В изучении уверенности традиционно используется так называемая парадигма калибровки. В психофизических исследованиях она также обозначается как исследование реализма уверенности. Сущность данной процедуры заключается в сопоставлении субъективных оценок уверенности испытуемого в правильности решения задачи и объективной правильности этого решения. На основе этого сопоставления рассчитываются различные показатели: средний процентный показатель, абсолютная точность суждений, погрешность, различие между уверенностью в правильных и неправильных решениях и другие. Сравнение однотипных показателей по различным предметам поможет выявить взаимосвязь внешней мотивации с уверенностью в суждениях.

Цель исследования: изучить взаимосвязь мотивации учения и знания предметной области в уверенности в знании.

Задачи исследования:

1. Изучение научно-психологической литературы;

2. Разработка программы исследования;

3. Проведение исследования;

4. Анализ и интерпретация данных.

Объект исследования: особенности метакогнитивных суждений в процессе решения учебных задач.

Предмет исследования: взаимосвязь знаний, внешней учебной мотивации и метакогнитивных суждений в процессе решения учебных задач.

Испытуемые: студенты филологического факультета заочного отделения КГУ им. К.Э. Циолковского. Выборка исследования составила 19 человек.

Гипотезы исследования:

1. Будет обнаружена связь между характеристиками метакогнетивных суждений и уровнем знания конкретной предметной области.

2. Влияние внешней мотивации на уверенность в суждениях и знания будет значительным. Показатели уверенности по профилирующему предмету (русскому языку) будут выше, чем по общеобязательному (педагогической психологии).

Методы исследования:

1. Тест знания по курсу «Педагогическая психология» с включенной в нее процедурой калибровки.

2. Тест знания по курсу «Современный русский язык» с включенной в нее процедурой калибровки.

3. Методы статистической обработки.

Великая педагогика:

Целенаправленное формирование ценностно-нормативных представлений учащихся
Конечной целью воспитательных усилий семьи, школы, других социальных институтов, занимающихся проблемами воспитания и предупреждения асоциального поведения несовершеннолетних, является формирование внутренних поведенческих регуляторов, в качестве которых в первую очередь выступают ценностно-нормати ...

Психологические и индивидуальные особенности младшего школьного возраста
Младший школьный возраст рассматривается нами как период становления субъекта учебной деятельности, как переход от детской готовности стать школьником к детской учебной самостоятельности, которая позволяет решать доступные этому возрасту интеллектуальные задачи. При этом самостоятельность младшего ...

Формирующий эксперимент по реализации программы условий позитивного влияния СМИ на развитие личности подростка
Средства массовой информации в целом оказывает заметное влияние на самые различные аспекты воспитания и просвещения подростков, а также прямо и косвенно воздействуют на формирование их мировоззрения, на эстетический вкус. На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами была поставлена цел ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru