Для художника рисунок служит одновременно средством познания и тем предметно-образным языком, при помощи которого он общается со зрителем, воздействует на него, передает свое отношение к действительности.
Органы зрения, воспринимая внешний мир, дают возможность нашему сознанию ощущать разнообразные качества предметов – цвет, форму, пространство, движение и покой. Восприятие не сумма отдельных, не связанных друг с другом ощущений, а целостный образ предмета или явления. {LINKS}
Но люди видят мир по-разному, так как восприятие человека зависит от его воспитания, культурного уровня, рода занятий. Так, зрительное восприятие художников особенно обострено и глубоко индивидуально. Не все, что художник видит, привлекает его внимание, вызывает желание изображать. Но если какой-нибудь предмет или явление заинтересовало его, пристально вглядывается, старается оценить и осмыслить увиденное. Иными словами, он наблюдает, анализирует и делает для себя выводы.
В повседневной работе с детьми художнику-педагогу необходимы развитое творческое мышление, богатый запас пластических наблюдений, прочные навыки уверенного и свободного рисования, умение импровизировать. Эти качества приобретаются в результате систематического рисования по памяти, представлению и воображению. Без них невозможна успешная работа над заданиями по тематическому рисованию, композиции, поскольку композиционный эскиз и тем более картина не составляются механически из этюдов и, как правило, не повторяют их. Основными помощниками в данном случае являются мастерство, память, воображение художника, а также его наблюдения и знание жизни, приобретенные при работе с натуры.
Работа по представлению и по воображению помогает сохранить в картине логическое сосуществование предметов, в то время как ограничение себя только работой с натуры может внести в нее «сочиненный калейдоскоп деталей» и часто приводит к потере общего впечатления, даже общего смысла работы, отмечал Б. С. Угаров. Художнику, обладающему хорошей зрительной памятью, воображением, запасом пластических наблюдений и жизненным опытом, иногда нет необходимости зарисовывать знакомые детали. Они сохраняются в его памяти и, когда это необходимо, получают свое воплощение. Вот, например, что говорил мастер реалистической живописи А.А. Пластов: « .судьба предоставила мне наглядеться на крестьянскую жизнь досыта, узнать ее до последней мелочи, чтобы потом уже без всяких усилий и заминок воспроизводить ее .»
Опыт мастеров изобразительного искусства показывает, что систематические упражнения в рисовании по памяти вырабатывают способность сохранять впечатления живой природы и воспроизводить их до подробностей в нужной для художника интерпретации. Так, в картине Н.Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» комната петровского Монплезира написана художником по памяти. По свидетельству историков, Н.Н. Ге видел интерьер комнаты всего один раз. И такой пример не единичен в творческой практике. Работы мастеров свидетельствуют о большой наблюдательности и хорошей зрительной памяти художников, создававших по воображению и по представлению жизненно правдивые образы собирательного характера. Немало произведений художественной литературы, кино, театра также были созданы с помощью творческой фантазии, воображения.
Умение рисовать по памяти важно и потому, что художник Не всегда располагает временем и соответствующими условиями, чтобы написать этюд с натуры. В окружающей действительности бывают такие явления, события, которые писать с натуры весьма трудно или просто невозможно: быстротечные процессы труда, движущийся транспорт, эффекты освещения и т. д. Наблюдая, художник должен запоминать все это.
Начинающему художнику трудно добиться сходства даже при рисовании с натуры, а при рисовании по памяти это сделать еще труднее. Тем не менее эти вполне естественные трудности не должны пугать и расцениваться учащимися как непреодолимые.
Зрительная память не у всех одинаково развита. Как принято говорить, смотрят все, а видят немногие. К. Станиславский говорил: Люди не умеют различать по лицу, по взгляду, по тембру голоса, в каком состоянии находится их собеседник, не умеют активно смотреть и видеть сложную правду жизни, не умеют внимательно слушать и по-настоящему слышать. Если бы они умели это делать, творчество было бы бесконечно богаче, тоньше и глубже». «Величайшей загадкой» назвал А.Н. Бенуа то обстоятельство, что «люди не видят и даже тогда . когда все ясно, как день».
Великая педагогика:
Проблемы формирования и развития грамматических навыков
и пути их решения
Грамматика является структурой языка. Грамматика превращает язык в речь. Изучение грамматики неизбежно при овладении иностранным языком. Как считает автор методической статьи , из трех аспектов языка - фонетики, лексики и грамматики, именно при овладении грамматикой английского языка школьники, и п ...
Психолого–педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
В современной системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 7 до 10 – 11 лет (I – IV классы школы). В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало обучения ...
Обобщение опыта работы преподавателей по развитию орфографической зоркости
у младшего школьника
Как научить правильно писать – эта проблема всегда волновала учителей и ученых. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы более осознанным и правильным. Хорошо, когда ребенку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но ведь таких единицы. Известн ...