Практические упражнения для развития наблюдательности, фантазии и воображения

Страница 2

Действительно, нельзя не согласиться с тем, как пассивно мы иногда смотрим на окружающее. Нарисуйте, например, по памяти неоднократно виденный вами мотив, архитектурный ансамбль или даже тот вид транспорта, на котором ежедневно ездите. Сравнив после этого рисунок с натурой, можно будет убедиться, как несовершенна человеческая зрительная память, как очень многое, причем характерное и интересное, не запомнилось или не было увидено. Другой пример. Обычно натурные постановки выполняются в течение 10—15 и более часов. Рисуя, учащиеся наблюдают и изучают натуру, ее пропорции, форму, движение, цветовые характеристики. Но если после завершения задания предложить учащимся изобразить ту же постановку по памяти, то эта задача окажется для них значительно труднее, чем рисование с натуры.

Развитие наблюдательности, зрительной памяти — это не самоцель. Тренировку в умении наблюдать и запоминать увиденное надо тесно связывать с активной учебно-творческой деятельностью по рисунку, живописи, композиции. Академическая и самостоятельная работа учащихся должна быть дополнена регулярными упражнениями по памяти, представлению и воображению длительного и кратковременного характера (этюды, наброски, эскизы, педагогическое рисование).

Развитие способности рисовать «от себя» и систематическая углубленная работа с натуры должны пониматься как единый взаимообусловленный процесс.

В работе по памяти наибольшую сложность и затруднение вызывает- передача цветовых характеристик натуры. Начинающего живописца подавляет большое разнообразие тонких оттенков Цвета натуры, ее цветовое богатство. Запомнить и передать цветовое состояние натуры сложно. Это объясняется неразвитым живописным видением. Наблюдаемый в момент рисования цвет в натуре может быть впоследствии вытеснен цветом знаемым.

Так, например, цвет травы, листвы деревьев пишут иногда просто оттенками зеленого цвета, кирпичный дом — оранжево-красным, голубым и т. д. Знание предмета, а также закономерностей и принципов перспективы, цветоведения должно помогать воссоздать образ натуры. Эти знания служат как бы контролем и основой памяти, и на этой основе надо запоминать и передавать подмеченные в момент наблюдения характерные особенности цветового строя натуры. Если не передать эти особенности, то этюд будет лишен живости и жизненной правды. Нужна постоянная тренировка, направленная на развитие чувства тонально-цветовой цельности, — тогда этюды не будут абстрактно-общими, похожими друг на друга.

Очень полезно делать этюды-зарисовки, наброски с натуры и по памяти интересных наблюдений, впечатлений от деталей натуры. Это может быть форма, характер, особенности цветовой окраски облаков, веток, листьев различных деревьев, кустарников, цветов, трав, плодов, ягод и т. п. Накапливая знания и представления о деталях натуры, художник-педагог приобретает необходимую свободу и независимость от натуры. Это пригодится ему для того, чтобы давать пояснения, показывать форму, характер, цветовое решение какого-либо предмета, указывать на недостатки в работах учащихся и возможные пути их исправления.

Учебные задания, самостоятельная работа над собой по развитию зрительной памяти, умения работать по представлению могут быть самыми разнообразными. Это могут быть кратковременные этюды-наброски после наблюдения натуры; повторные наблюдения и внесение уточнений, коррективов в этюд; выполнение этюдов по памяти с перерывом во времени после наблюдения; повторение этюда по памяти по окончании учебного задания с натуры; параллельное выполнение этюда по памяти дома и учебного задания в мастерской и т. п. Эти упражнения отличаются по продолжительности, направленности на развитие тех или иных творческих качеств учащихся и т. д.

Не всегда достаточно хорошо представляя себе характер работы по памяти, учащиеся боятся пробовать свои силы или же неудачную попытку расценивают как неспособность к рисованию по памяти вообще. В связи с этим необходимо отметить, что этюд, рисунок по памяти, необязательно должен быть подробным, исчерпывающим в передаче впечатления от увиденного.

Он может быть понятен иногда лишь самому автору, служить опорой его памяти, например в композиционной работе, тематическом рисовании. Такой краткий этюд-эскиз, набросок, может быть выполнен за 2—3 минуты и в самых общих чертах отражать характерные или интересно подмеченные автором особенности натуры. Полезны на первых порах упражнения в выполнении маленьких по размеру этюдов, композиционных эскизов, рисование мелких предметов с обобщенной четкой формой.

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Понятие и сущность инновационного процесса в образовании
Кардинальные изменения во всех областях социальной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования. Одним из возможных путей дальнейшего развития этой области являются инновации, т.е. управляемые проц ...

Методические особенности решения нестандартных задач
Главная цель задач ‑ развить творческое и математическое мышление учащихся, заинтересовать их математикой, привести к "открытию" математических фактов. Я считаю, что достичь этой цели с помощью обычных стандартных задач невозможно. Опыт использования ряда нестандартных задач показыв ...

Этиология и клинические варианты общего недоразвития речи
Этиология общего недоразвития речи Различные неблагоприятные факторы воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребёнка могут приводить к общему недоразвитию речи. Структура речевой недостаточности и процессы ком ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru