Отклоняющее поведение: понятие, сущность причины, виды

Страница 1

По мнению Никитина В.А. под нормой понимают (от латинского norma) правило, точное представление, установленную меру.

Выражение социальной нормы – это официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исторических условиях жизни общества. Они определяют сложившиеся или установленные, дозволенные стандарты поведения личности в группе, соблюдение которых выступает для индивида необходимым условием взаимодействия. Отклоняющееся поведение, по мнению Никитина В.А., термин, обозначающий поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам и ролевым предназначением. А также Никитин В.А. отклоняющееся поведение называет девиантным (в переводе с латинского deviatio - отклонение), или делинквентным (от латинского delin-guens – правонарушитель).

Подласый И.П. отклоняющееся поведение от нормы называет: асоциальным, антисоциальным, расстроенным, неправильным, искривленным, испорченным и также как Никитин В.А. – девиантным.

По мнению Подласого И.П. девиантное поведение – обычные трудности развития ребенка.

Во всех случаях отклоняющегося поведения отмечается нарастание эмоциональной напряженности. Оно характеризуется выходом за нормальные пределы чувств, эмоций, переживаний подростков.

Напряженность ведет к потере чувства реальности, снижению самоконтроля, неспособности правильно оценивать свое поведение.

Подласый И.П. выделил основные причины отклоняющегося поведения подростков:

-возросшая напряженность жизни, повышенная тревожность большинства людей: многие склонны к пересмотру норм поведения, их упрощению, поведение большинства становится все менее цивилизованным;

-школьная напряженность, выражающаяся в увеличении объемов и интенсивности занятий, повышении темпов;

-большое давление на неокрепшие умы и нервы школьников вызывает рассогласование между тем, что ребенок видит в реальной жизни, и тем, чему его учат, чего от него требуют в школе;

-широкий спектр всевозможных недостатков морального воспитания – от непонимания моральных норм до нежелания с ними считаться;

-интеллектуальная неразвитость, душевная черствость, эмоциональная глухота значительной части детей;

-неблагоприятная наследственность;

-дефекты самооценки, завышение ее, нежелание признавать объективные оценки и с ними считаться;

-неустойчивость нервных процессов в условиях, благоприятных для возникновения отклоняющегося поведения;

-отсутствие волевой саморегуляции (импульсивность, расторможенность, несдержанность);

-асоциальное поведение родителей (пьянство, драки, наркомания, преступный образ жизни и т.п.);

-полное безразличие к ребенку или, наоборот, чрезмерный контроль его со стороны взрослых;

-подстрекательство взрослых, втягивание малолетних в группы асоциального поведения;

-неблагополучное течение кризисных периодов развития ребенка, бунт против ограничения самостоятельности;

-замедленные темпы умственного, социального и морального развития.

Вайзман Н. Выделил три группы отклоняющегося поведения подростков:

1.Психически неустойчивые подростки, которые по физическому и половому развитию отстают от сверстников. Они внушаемы, безответственны, их интересы неустойчивы, эмоции поверхностны.

2.Подростки с ускоренным половым развитием и повышенной аффективностью, возбудимостью, агрессивностью. Они бурно реагируют на любой запрет родителей или воспитателя.

3.Подростки у которых преобладает расторможенность влечение: сексуальность, бродяжничество, употребление наркотиков. Они злобны, жестоки, агрессивны, раздражительны.

Таким образом, в основе классификации Вайзмана Н. Лежит физическое и психическое здоровье подростка.

По мнению Подласого И.П. классификация отклоняющегося поведения – это выделенные по общему признаку и сведенные в систему виды отклоняющегося поведения вместе с причинами, их обуславливающими, типичными формами проявления.

Классификация Подласого И.П. представлена в виде таблицы:

Видимые проявления

Эмоциональные состояния

Цели девиантного поведения

Особенности проявления

Чем вызвано поведение

Группы коррекции

1

2

3

4

5

6

Непослушание

Легкое напряжение

Эмоциональная разрядка

Сопротивление просьбам

Особенности возраста

-

Шалость

Напряжение средней степени

Выпуск избыточной энергии

Сопротивление требованиям

Особенности возраста

-

Озорство

Двигательное беспокойство

Устранение двигательного беспокойства

Постоянное сопротивление советам

Особенности возраста

-

Проступок

Беспокойство

Реализация требований

Сознательное нежелание правильно вести сея

Трудности адаптации

Девиантное поведение

Негативизм

Легкая тревожность

Стремление к превосходству

Немотивированное и неразумное сопротивление

Повышенная эмоциональная напряженность

Тревожности

 

Упрямство

Тревожность средней степени

Стремление к превосходству

Противодействие просьбам, советам

Повышенная эмоциональная напряженность

Тревожности, ассоциальное поведение

 

Капризы

Высокая тревожность

Стремление к превосходству

Намеренное выполнение целесообразных действий

Неправильное предшествующее воспитание

Ассоциальное, отклоняющееся поведение

 

Своеволие

Депрессия

Уход от трудностей

Нежелательное неумение понять себя

Трудности жизни

Депрессии, ассоциальное поведение

 

Грубость

Депрессия, депривация

Поиск защиты, стремление взять свое

Игнорирование препятствий на пути самоутверждения

Противоречие «Я – они»

Эмоциональное состояние

 

Недисциплинированность

Депривация

Совершение мести

Сознательное, умалишенное нарушение норм

Противоречие «Я – они»

Агрессивное поведение

 

Агрессия, правонарушения

Фрустрация

Деструктивное поведение

Грубое, циничное нарушение прав других

Противоречие «Я – они»

Агрессивное поведение

 
Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Различное понимание качества образования
При использовании в образовательном контексте понятие "качество" приобретает существенно иной смысл. Абсолютное понятие "высокого качества" не имеет ничего общего с системой управления качеством в образовании. Тем не менее, в ходе дискуссий по управлению качеством часто возникае ...

Общепрофессиональные требования к социальному работнику
Социальная работа является универсальным и многоаспектным видом профессиональной деятельности. Те проблемы, которые призван решать социальный работник являются, насущными проблемами нашей сегодняшней жизни. Задачи адаптации и реадаптации людей ( молодежи, пенсионеров, людей, потерявших работу, и т. ...

Психолого – педагогическая характеристика интереса
Одной из педагогических наук, которая изучает закономерности музыкального воспитания с целью совершенствования его содержания и методов, является методика музыкального воспитания. Она практикует, как на основе дидактических принципов и методов целесообразно строить учебно – воспитательный процесс и ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru