Отклоняющее поведение: понятие, сущность причины, виды

Страница 2

Короленко Ц.П. и Дмитриева Н.В. выделяют также, в своей классификации отклоняющегося поведения, физическое и психическое развитие и состояние подростка, как Вайзман Н., но еще и влияние семейных, культурных факторов, называемых «опытом, неразделимым с родителями» и включающих в себя влияние членов референтных групп сверстников; авторитетных фигур, например формальных и неформальных лидеров; учителей и др. Выделяют личностные расстройства, которые у них представлены в трех кластерах – А, В и С:

Кластер А: параноидные; шизоидные, шизотипические; близки и понятны психиатрам.

Кластер В: антисоциальные; пограничные; гистрионические; нарциссичесие личностные расстройства.

Понимание расстройств, содержащихся в кластере В, для многих специалистов представляет затруднения, несмотря на то, что расстройства, входящие в этот кластер, имеют большее социальное значение по сравнению с нарушениями кластера А. Носители антисоциальных личностных расстройств, характеризуются постоянными антисоциальными и часто противоправными действиями, неспособностью соответствовать принятым социальным нормам, что осложняет их социальные взаимодействия.

Носители пограничных личностных расстройств, характеризуются слабостью идентичности, проявляющаяся в различных контекстах. Речь идет о возникновении у человека вопросов: «Кто он?, Для чего он?».

Возникновение у таких людей ощущения нереальности, ощущения невозможности разобраться в происходящем; нарушение восприятия реальности («все так, но все по-другому»), ощущение взгляда на мир «через стекло».

Для гиетрионических личностных расстройств характерна склонность к преувеличенным эмоциональным реакциям, к драматизации, происходящего, стремление испытывать сильные чувства, выраженный эгоцентризм и экстравертированность. Такие люди нуждаются в постоянном внимании к себе, в необходимость производить на других хорошее впечатление, стремясь быть в центре внимания с целью получить похвалу, используя для этого разные средства, зависящие от возможностей.

Носители нарциссических личностных расстройств, характеризуются грандиозным чувством собственной значимости выраженной в преувеличении собственных способностей и достижений, и ожидании оценки себя окружающими как особо одаренной личности, невзирая на то, что достижения объективно не столь значительны. Реагируют на критику. Такие люди с проявлением чувства ярости, стыда или унижения. Такой человек считает себя униженным, становится раздражительным, злым, даже при незначительных замечаниях.

В кластер С входят расстройства избегания, зависимое и обессивно- компульсивное личностной расстройство.

Под обессивностью понимается навязчивость, а под компульсивностью – насильственность.

Обессивно-компульсивное нарушение характеризуется постоянным возникновением навязчивых мыслей и образов, возникающих в сознании. Чтобы от них избавиться люди часто прибегают к химическим аддикциям. Личностные расстройства избежания, характеризуются социальным дискомфортом, страхом отрицательной оценки в плохой переносимости неодобрения и критики, отсутствие близких людей, избежание близкого контакта с людьми.

Тем не менее, наряду с формами отклоняющегося поведения, входящими в структуру личностных расстройств, существуют другие виды, не входящие в классификацию. Короленко Ц.П. к ним отнести, в частности, такие нарушения поведения как аддиктивное, фанатическое и конформистское поведение. И в качестве отдельной диагностической категории выделяют Гэмблинг (азартные игры), являющиея фактически, одной из форм нефармакологического аддиктивного поведения.

Аддиктивное поведение , по определению Короленко и Сигала, характеризуется стремлением к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния.

Существуют химические и нехимические формы аддикций. К нехимическим относятся, в частности, азартные игры (гэмблинг), сексуальная, любовная аддикия, аддикция отношений, работогенная аддикция, аддикция к трате денег, ургентные аддикции.

Аддикциия отношений характеризуется привычкой человека к определенному типу отношений. Аддикты отношений создают, например группу «по интересам». Члены этой группы постоянно и с удовольствием ходят друг к другу в гости, где проводят много времени. Жизнь между встречами сопровождается постоянными мыслями о предстоящей встрече.

Ургентная аддикция проявляется в привычке находиться в состоянии постоянной нехватки времени. Пребывание в каком-то ином состоянии способствует развитию у человека чувства отчаяния и дискомфорта.

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности
Одним из важнейших направлений деятельности школы как организующего центра воспитания является объединение усилий школы, семьи и общественности. В этой работе есть своя специфика, проявляющаяся в содержании, методах и формах деятельности. Специфика этой деятельности обусловлена следующими факторами ...

Основные принципы системы рейтинговой оценки
Рассмотрим основные принципы системы рейтинговой оценки. Относительность оценки рейтинга: общее количество баллов по теме определяется в зависимости от отведенного на ее изучение часов, а также значимости данной темы по сравнению с другими. Для определения рейтинга вводятся обязательные и дополните ...

Методологическое использование игры на уроках немецкого языка
Хорошо известно, как трудно вызвать и затем поддерживать интерес к изучению немецкого языка, которому в последние годы конкуренцию составляет английский язык, чья востребованность неоспорима. Учителю немецкого языка необходимо постоянно искать новые подходы в преподавании, которые активизировали бы ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru