Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко

Педагогическая информация » Современные технологии обучения » Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко

Страница 1

Системообразующим компонентом созданной С. Д. Шевченко педагогической системы является технология педагогического процесса.

Под термином «технология процесса» автор понимает совокупность операций, осуществление которых должно привести к необходимым результатам.

Особенности усвоения урочной темы (из исследования Д. Г. Левитеса)

1. Все обязательные этапы процесса усвоения (восприятие, осмысление, закрепление, формулирование умений, применение на практике новых знаний и умений) «не вкладываются» в отдельный урок и «вложиться» никак не могут. Для того чтобы произошло усвоение, необходимо учебное время с середины одного урока до середины третьего.

2. Восприятие нового учебного материала — это первый этап учительско-ученической деятельности по усвоению учебной темы, на котором учащиеся впервые знакомятся с содержанием учебной темы.

3. Второй шаг — первое повторение. Определение усвоения материала (урочной темы). Коррекция восприятия.

Автор технологии подчёркивает, что не стоит обольщаться, что материал усвоен при самых бойких ответах учащихся. Никогда ни один материал не может быть усвоенным на одном уроке. Процесс усвоения только начинается. Даже отличные ответы — это ещё не свидетельство того, что новый материал ими понят.

С. Д. Шевченко полагает, что без домашних заданий полного усвоения быть не может. С точки зрения С. Д. Шевченко, домашнее задание даёт ученику:

· возможность трудиться без спешки,

· никто его не оценивает (кроме себя самого),

· можно выбрать оптимальный ритм работы,

· самостоятельно спланировать ход работы,

· привлечь все необходимые источники информации.

Каким должно быть домашнее задание:

· не тягостным, а привлекательным,

· необычным,

· посильным,

· обязательно проверенным и оцененным,

· включать логические задачи, так как именно таким способом можно руководить «заочно» мыслительной деятельностью учащихся,

· свободным для выбора,

· охватывать все стороны содержания (знания, способы деятельности, ценности).

Особенность домашнего задания — проговор (про себя: дома, на улице, в транспорте и т. д.). Что это даёт:

· перевод информации из кратковременной памяти в долговременную,

· возможность осмысления учебного материала,

· новое содержание подвергнется мыслительной обработке (анализ, сравнение, выделение главного).

Важнейшая закономерность процесса усвоения — активное запоминание. Поэтому проговаривать учебный материал следует с опорой на учебник: прочитать, потом мысленно проговорить содержание прочитанного, сопоставить с рассказом учителя. Шевченко отмечает, что при помощи проговора про себя создаётся имитация коллективной деятельности (учащийся сам себе доказывает, возражает и т. д.), что способствует прочному усвоению.

Проговор вслух — этот элемент усвоения начинается с момента начала урока. Проговоры проходят в парах сменного состава: «учитель-ученик». «Учитель» тоже проговаривает учебный материал, но про себя (задавая вопросы, уточняя и т. д.). Если возникает спор, то его разрешают ученики-консультанты, которые в данный момент не проговаривают, а ходят от парты к парте — консультируют.

Страницы: 1 2

Великая педагогика:

Особенности восприятия дошкольниками художественных текстов
Восприятие художественного произведения - очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности — в знакомстве с явлениями ок ...

Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе
Сегодня понятие «познавательная активность» широко используется в различных направлениях психолого-педагогического поиска: проблем отбора содержания образования (В.Н. Аксюченко, А.П. Архипов, Д.П. Барам), формирования общих учебных умений (В.К. Котырло, Т.В. Дуткевич, З.Ф. Чехлова), оптимизации поз ...

Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе
Конкретизация деятельности специалиста по социальной работе вытекает из его основных функций. (по В.Г .Бочаровой, Е.И. Холостовой), которые раскрывают специфические особенности социальной работы как профессии. Диагностическая функция предполагает изучение социальным работником особенностей семьи, г ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru