Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проблеме развития экспрессивной лексики детей средствами народной сказки

Педагогическая информация » Процесс обогащения экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста » Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проблеме развития экспрессивной лексики детей средствами народной сказки

Страница 4

1. Говоря об образной экспрессивной речи, мы имеем в виду умение ребенка правильно использовать такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства.

2. В старшем дошкольном возрасте у детей имеются представления о средствах выразительности, они понимают смысловое богатство слова, смысловую близость и различия однокоренных синонимов, понимают словосочетания в переносном значении. Старшие дошкольники понимают и способны использовать в речи многозначные слова, разнообразные средства образности (эпитеты, метафоры, сравнения). Дети владеют запасом грамматических средств, способны чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении; умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов).

3. Подробный анализ действующих программ обучения и воспитания в дошкольном учреждении позволил прийти к выводу относительно наличия значительных потенциальных возможностей программного материала для обогащения словаря экспрессивной лексикой средствами русской народной сказки.

4. Проанализировав научную литературу по проблеме исследования, мы пришли к такому выводу: наличие в структуре сказочного текста элементов экспрессивной лексики обуславливает отбор произведений этого жанра для выполнения задач обогащения словаря старших дошкольников экспрессивной лексикой в процессе учебно-речевой деятельности. Таким образом, русская народная сказка, с ее живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством развития экспрессивной лексики старших дошкольников. Основными методами работы со сказкой являются беседа о прочитанном, в ходе которой используются самые разнообразные приемы, и драматизация, способствующая осознанному употреблению детьми образных слов и выражений.

5. В экспериментальной части работы были предложены критерии развития экспрессивной речи, показатели и уровни употребления детьми экспрессивной лексики, позволят максимально полно и всесторонне оценить эффективность работы по обогащению словаря дошкольников экспрессивной лексикой средствами русских народных сказок.

6. Проведя констатирующий этап эксперимента, пришли к выводу, что уровень развития у детей старшего дошкольного возраста экспрессивной речи достаточно низкий, чем мы подтвердили необходимость проведения методики обогащения словарного запаса старших дошкольников экспрессивной лексикой с использованием народных сказок.

7. На формирующем этапе был разработан и проведен план работы со сказкой по обогащению детей экспериментальной группы экспрессивной лексикой. Народны сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;

во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;

в-третьих, активного включения детей;

в-четвертых, использования развивающего потенциала русской народной сказки в создании речевой среды максимально.

8. В процессе работы были замечены такие изменения: у детей повысился интерес к жанру народной сказки, они используют в своей речи фразеологизмы, эпитеты, синонимы, сравнения, обобщения; в сюжетно-ролевых играх – дети самостоятельно обыгрывают сказки. Контрольный срез показал значительное улучшение в экспериментальной группе. Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о том, что система занятий по русской народной сказке будет способствовать развитию образности речи детей старшего дошкольного возраста при соблюдении ряда условий подтвердилась.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Организация образовательного процесса
3.1 Организация образовательного процесса в Учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий. Цели образовательного процесса: - расширение и углубление знаний обучающихся в отдельных областях науки, культуры и искусства; - выявление и развитие одаренных ...

Оптимизация двигательной активности по мнению ученых и исследователей
Особое внимание уделяется использованию физических упражнений на свежем воздухе в разных формах - физкультурные занятия, спортивные упражнения, упражнения на прогулке в летнее время, подвижные игры (Л.В.Карманова, В.Г.Фролов, О.Г.Аракелян, Г.В.Шалыгина, Е.А.Тимофеева и др.). Авторами этих исследова ...

Механизмы макроуправления образованием
Успешность управления региональной образовательной системой зависит в значительной степени от успешности проектной деятельности, которая представляет собой ядро управленческой деятельности и от того, насколько качественными получаются продукты этой деятельности, воплощенные в проектно-нормативную д ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru