Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проблеме развития экспрессивной лексики детей средствами народной сказки

Педагогическая информация » Процесс обогащения экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста » Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проблеме развития экспрессивной лексики детей средствами народной сказки

Страница 4

1. Говоря об образной экспрессивной речи, мы имеем в виду умение ребенка правильно использовать такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства. {LINKS}

2. В старшем дошкольном возрасте у детей имеются представления о средствах выразительности, они понимают смысловое богатство слова, смысловую близость и различия однокоренных синонимов, понимают словосочетания в переносном значении. Старшие дошкольники понимают и способны использовать в речи многозначные слова, разнообразные средства образности (эпитеты, метафоры, сравнения). Дети владеют запасом грамматических средств, способны чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении; умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов).

3. Подробный анализ действующих программ обучения и воспитания в дошкольном учреждении позволил прийти к выводу относительно наличия значительных потенциальных возможностей программного материала для обогащения словаря экспрессивной лексикой средствами русской народной сказки.

4. Проанализировав научную литературу по проблеме исследования, мы пришли к такому выводу: наличие в структуре сказочного текста элементов экспрессивной лексики обуславливает отбор произведений этого жанра для выполнения задач обогащения словаря старших дошкольников экспрессивной лексикой в процессе учебно-речевой деятельности. Таким образом, русская народная сказка, с ее живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством развития экспрессивной лексики старших дошкольников. Основными методами работы со сказкой являются беседа о прочитанном, в ходе которой используются самые разнообразные приемы, и драматизация, способствующая осознанному употреблению детьми образных слов и выражений.

5. В экспериментальной части работы были предложены критерии развития экспрессивной речи, показатели и уровни употребления детьми экспрессивной лексики, позволят максимально полно и всесторонне оценить эффективность работы по обогащению словаря дошкольников экспрессивной лексикой средствами русских народных сказок.

6. Проведя констатирующий этап эксперимента, пришли к выводу, что уровень развития у детей старшего дошкольного возраста экспрессивной речи достаточно низкий, чем мы подтвердили необходимость проведения методики обогащения словарного запаса старших дошкольников экспрессивной лексикой с использованием народных сказок.

7. На формирующем этапе был разработан и проведен план работы со сказкой по обогащению детей экспериментальной группы экспрессивной лексикой. Народны сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;

во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;

в-третьих, активного включения детей;

в-четвертых, использования развивающего потенциала русской народной сказки в создании речевой среды максимально.

8. В процессе работы были замечены такие изменения: у детей повысился интерес к жанру народной сказки, они используют в своей речи фразеологизмы, эпитеты, синонимы, сравнения, обобщения; в сюжетно-ролевых играх – дети самостоятельно обыгрывают сказки. Контрольный срез показал значительное улучшение в экспериментальной группе. Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о том, что система занятий по русской народной сказке будет способствовать развитию образности речи детей старшего дошкольного возраста при соблюдении ряда условий подтвердилась.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Многообразие образовательных целей
В планировании, в частности – планировании целей, очень важно найти разумный баланс между принципиальными вопросами («что должно быть получено в результате?») и вопросами техническими («как сформулировать цели?»). Большое многообразие «образов человека» в человековедческих и, в том числе, – психоло ...

Теоретическое обоснование психолого-педагогических условий развития творческой активности детей подросткового возраста
Стимулирование творческой активности учащихся в процессе обучения осуществляется посредством определённых приёмов, средств и соответствующих условий, которые и создают предпосылки для проявления творчества. Под «условием» в психолого-педагогическом смысле следует понимать: Всё то, от чего зависит д ...

Семья как источник формирования правового нигилизма у школьников
Проблема правового нигилизма как реальности нашего общества, источников его формирования и теоретической основы достаточно хорошо изучена в исследованиях отечественных теоретиков права. В последнее время внимание ученых часто обращается на широкое распространение данного явления в подростковой сред ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru