Сущностно-содержательная характеристика понятий «творческая активность», «развитие творческой активности» в контексте психолого-педагогических исследований

Педагогическая информация » Психолого-педагогические условия развития творческой активности учащихся подросткового возраста » Сущностно-содержательная характеристика понятий «творческая активность», «развитие творческой активности» в контексте психолого-педагогических исследований

Страница 1

Изучение любой проблемы связано с уточнением предмета исследования, выявлением его сущностных характеристик. В данном параграфе мы выясним, что представляет собой творческая активность учащегося, каковы её специфические особенности.

Исследование творческой активности учащихся – проблема сложная и противоречивая. Сложность её заключается в том, что она предполагает решение важнейших методических вопросов: природы, источников развития творческой активности. Сложность проблемы состоит также в том, что предметом здесь выступает явление, внутренняя сущность которого недоступна для прямого, непосредственного исследования. Поэтому при многовековой истории изучения творческая активность остаётся недостаточно исследованной.

Для того чтобы выявить сущностно-содержательную характеристику понятия «творческая активность» необходимо начать с раскрытия основных понятий «творчество» и «активность».

Рассмотрим сущность понятия творчество. На сегодняшний день творчество перестает быть неким таинством, в которое, по мнению ряда ученых (А.Бакушинский, Б.Джефферсон, В.Глоцер, Е.Флёрина, и др.), нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла завесу над этим таинством и показала фундаментальное значение деятельностного подхода к формированию творчества (Д.Б.Богоявленская, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, С.Л.Рубинштейн и др.).

Обращаясь к истории вопроса, обнаруживаем, что до начала XX века творчество рассматривали как божественную одержимость (Платон), как мистическую интуицию (Бергсон), как дар, которым обладают только избранные, где особая роль отводилась инсайту - озарению. Христианская традиция считала творчество высшим проявлением божественного в человеке. Кант считал творчество присущим только гениям.

Проблема творчества дискуссионна и в философии (Г. А. Давыдова, А. М. Коршуров, В. Ф. Овчинников и др.), и в психологии (В. Ф. Брушлинский, Л. С. Выготский, Я. А. Пономарев и др.), и в педагогике (В. И. Андреев, В. И. Загвязинский, В. А. Канн – Калик и др.), что осложняет задачу обобщения различных подходов и приведения их к согласованности.

В общефилософском плане творчество входит в контекст онтологического понятия “деятельность”, системой, охватывающей творчество человека, является система его деятельности. Творчество – это качественное состояние деятельности, которое выражает степень созидательных способностей человека (В. Ф. Овчинников). А. Ф. Люсев подчеркивает, что не всякая деятельность есть творчество, но всякое творчество есть деятельность. Творчество, как и личность, всегда индивидуально и своеобразно. Представляется, что понятие “творчество” шире понятия “деятельность”. Творчество осуществляется посредством деятельности, реализуется в деятельности, а сама деятельность является компонентом творческого процесса.

Ф. Д. Батюшков считает, что творчество есть создание нового. В таком значении это слово могло быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни, ибо жизнь – ряд непрерывных изменений, и все обновляющееся и все зарождающееся в природе есть продукт творческих.

С.И.Ожегов утверждает, что «творчество есть создание новых по замыслу материальных и культурных ценностей». В педагогической энциклопедии значится «творчество - высшая форма активности и самостоятельности в деятельности человека. Это потребность что-то изменить, усовершенствовать, ввести новое, оригинальное».

Б.М.Теплов творчеством называет деятельность, дающую «новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности». Исследуя понятие «творчество», А.К.Спиркин, кроме новизны и оригинальности, выделяет субъективную и объективную значимость. В определении понятия творчества С.С.Гольдентрихт выделяет гуманную сторону, отмечая, что природа творческого деяния - создание, рождение нового, прогрессивного, способствующею развитию человека и общества. Сущность творчества несовместима с деятельностью, враждебной человеку. Таким образом, определение творчества только по признаку новизны и оригинальности является не полным, необходимо учитывать и цель деятельности, основу которого должно составлять гуманистическое начало.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Содержание понятия детского творчества
В наше время России нужны люди, способные нестандартно, то есть творчески мыслить. К сожалению, современное обучение сохраняет нетворческий подход к усвоению изучаемого материала. Очень часто дети просто запоминают и воспроизводят информацию на основе типовых способов решения заданий. Однообразное ...

Феномен «уверенности». Роль уверенности в решении задач различного типа
В качестве некоего психологического феномена «уверенность» занимает внимание психологов уже больше половины столетия. Рост интереса к данной проблеме был вызван тем, что в последнее десятилетие исследования уверенности стали носить междисциплинарный характер, и распространились на экономику, полити ...

Совершенствование навыков вербального общения
Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации. Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед боль ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru