Сущностно-содержательная характеристика понятий «творческая активность», «развитие творческой активности» в контексте психолого-педагогических исследований

Педагогическая информация » Психолого-педагогические условия развития творческой активности учащихся подросткового возраста » Сущностно-содержательная характеристика понятий «творческая активность», «развитие творческой активности» в контексте психолого-педагогических исследований

Страница 1

Изучение любой проблемы связано с уточнением предмета исследования, выявлением его сущностных характеристик. В данном параграфе мы выясним, что представляет собой творческая активность учащегося, каковы её специфические особенности.

Исследование творческой активности учащихся – проблема сложная и противоречивая. Сложность её заключается в том, что она предполагает решение важнейших методических вопросов: природы, источников развития творческой активности. Сложность проблемы состоит также в том, что предметом здесь выступает явление, внутренняя сущность которого недоступна для прямого, непосредственного исследования. Поэтому при многовековой истории изучения творческая активность остаётся недостаточно исследованной.

Для того чтобы выявить сущностно-содержательную характеристику понятия «творческая активность» необходимо начать с раскрытия основных понятий «творчество» и «активность».

Рассмотрим сущность понятия творчество. На сегодняшний день творчество перестает быть неким таинством, в которое, по мнению ряда ученых (А.Бакушинский, Б.Джефферсон, В.Глоцер, Е.Флёрина, и др.), нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла завесу над этим таинством и показала фундаментальное значение деятельностного подхода к формированию творчества (Д.Б.Богоявленская, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, С.Л.Рубинштейн и др.).

Обращаясь к истории вопроса, обнаруживаем, что до начала XX века творчество рассматривали как божественную одержимость (Платон), как мистическую интуицию (Бергсон), как дар, которым обладают только избранные, где особая роль отводилась инсайту - озарению. Христианская традиция считала творчество высшим проявлением божественного в человеке. Кант считал творчество присущим только гениям.

Проблема творчества дискуссионна и в философии (Г. А. Давыдова, А. М. Коршуров, В. Ф. Овчинников и др.), и в психологии (В. Ф. Брушлинский, Л. С. Выготский, Я. А. Пономарев и др.), и в педагогике (В. И. Андреев, В. И. Загвязинский, В. А. Канн – Калик и др.), что осложняет задачу обобщения различных подходов и приведения их к согласованности.

В общефилософском плане творчество входит в контекст онтологического понятия “деятельность”, системой, охватывающей творчество человека, является система его деятельности. Творчество – это качественное состояние деятельности, которое выражает степень созидательных способностей человека (В. Ф. Овчинников). А. Ф. Люсев подчеркивает, что не всякая деятельность есть творчество, но всякое творчество есть деятельность. Творчество, как и личность, всегда индивидуально и своеобразно. Представляется, что понятие “творчество” шире понятия “деятельность”. Творчество осуществляется посредством деятельности, реализуется в деятельности, а сама деятельность является компонентом творческого процесса.

Ф. Д. Батюшков считает, что творчество есть создание нового. В таком значении это слово могло быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни, ибо жизнь – ряд непрерывных изменений, и все обновляющееся и все зарождающееся в природе есть продукт творческих.

С.И.Ожегов утверждает, что «творчество есть создание новых по замыслу материальных и культурных ценностей». В педагогической энциклопедии значится «творчество - высшая форма активности и самостоятельности в деятельности человека. Это потребность что-то изменить, усовершенствовать, ввести новое, оригинальное».

Б.М.Теплов творчеством называет деятельность, дающую «новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности». Исследуя понятие «творчество», А.К.Спиркин, кроме новизны и оригинальности, выделяет субъективную и объективную значимость. В определении понятия творчества С.С.Гольдентрихт выделяет гуманную сторону, отмечая, что природа творческого деяния - создание, рождение нового, прогрессивного, способствующею развитию человека и общества. Сущность творчества несовместима с деятельностью, враждебной человеку. Таким образом, определение творчества только по признаку новизны и оригинальности является не полным, необходимо учитывать и цель деятельности, основу которого должно составлять гуманистическое начало.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Методологические основания изучения уровня правовой воспитанности младших школьников
Проведя подробный анализ психологической и методической литературы, мы пришли к выводу, что проблема формирования нравственных представлений и поступков у младших школьников в процессе внеклассного чтения в настоящее время является крайне актуальной. Наш эксперимента проходил в три этапа: подбор ме ...

Обучение детей ориентированию в малом пространстве
Все дети разного возраста пришли в детский сад из семей, где получили различное воспитание и имели различные умения. Практически весь первый год работы с детьми, несмотря на разницу в их возрасте, мы работали со всеми по первому уровню (см. выше). Он предусматривает развитие предметной деятельности ...

Основные виды и типы упражнений
По мнению российского методолога Салистра И.Д. , система упражнений по иностранному языку всегда должна иметь своей целью практическое овладение иностранным языком. Она направлена на освоение тех операций с материалом для речи, которые необходимы для понимания и выражения мыслей на иностранном язык ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru