Сущностно-содержательная характеристика понятий «творческая активность», «развитие творческой активности» в контексте психолого-педагогических исследований

Педагогическая информация » Психолого-педагогические условия развития творческой активности учащихся подросткового возраста » Сущностно-содержательная характеристика понятий «творческая активность», «развитие творческой активности» в контексте психолого-педагогических исследований

Страница 1

Изучение любой проблемы связано с уточнением предмета исследования, выявлением его сущностных характеристик. В данном параграфе мы выясним, что представляет собой творческая активность учащегося, каковы её специфические особенности.

Исследование творческой активности учащихся – проблема сложная и противоречивая. Сложность её заключается в том, что она предполагает решение важнейших методических вопросов: природы, источников развития творческой активности. Сложность проблемы состоит также в том, что предметом здесь выступает явление, внутренняя сущность которого недоступна для прямого, непосредственного исследования. Поэтому при многовековой истории изучения творческая активность остаётся недостаточно исследованной. {LINKS}

Для того чтобы выявить сущностно-содержательную характеристику понятия «творческая активность» необходимо начать с раскрытия основных понятий «творчество» и «активность».

Рассмотрим сущность понятия творчество. На сегодняшний день творчество перестает быть неким таинством, в которое, по мнению ряда ученых (А.Бакушинский, Б.Джефферсон, В.Глоцер, Е.Флёрина, и др.), нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла завесу над этим таинством и показала фундаментальное значение деятельностного подхода к формированию творчества (Д.Б.Богоявленская, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, С.Л.Рубинштейн и др.).

Обращаясь к истории вопроса, обнаруживаем, что до начала XX века творчество рассматривали как божественную одержимость (Платон), как мистическую интуицию (Бергсон), как дар, которым обладают только избранные, где особая роль отводилась инсайту - озарению. Христианская традиция считала творчество высшим проявлением божественного в человеке. Кант считал творчество присущим только гениям.

Проблема творчества дискуссионна и в философии (Г. А. Давыдова, А. М. Коршуров, В. Ф. Овчинников и др.), и в психологии (В. Ф. Брушлинский, Л. С. Выготский, Я. А. Пономарев и др.), и в педагогике (В. И. Андреев, В. И. Загвязинский, В. А. Канн – Калик и др.), что осложняет задачу обобщения различных подходов и приведения их к согласованности.

В общефилософском плане творчество входит в контекст онтологического понятия “деятельность”, системой, охватывающей творчество человека, является система его деятельности. Творчество – это качественное состояние деятельности, которое выражает степень созидательных способностей человека (В. Ф. Овчинников). А. Ф. Люсев подчеркивает, что не всякая деятельность есть творчество, но всякое творчество есть деятельность. Творчество, как и личность, всегда индивидуально и своеобразно. Представляется, что понятие “творчество” шире понятия “деятельность”. Творчество осуществляется посредством деятельности, реализуется в деятельности, а сама деятельность является компонентом творческого процесса.

Ф. Д. Батюшков считает, что творчество есть создание нового. В таком значении это слово могло быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни, ибо жизнь – ряд непрерывных изменений, и все обновляющееся и все зарождающееся в природе есть продукт творческих.

С.И.Ожегов утверждает, что «творчество есть создание новых по замыслу материальных и культурных ценностей». В педагогической энциклопедии значится «творчество - высшая форма активности и самостоятельности в деятельности человека. Это потребность что-то изменить, усовершенствовать, ввести новое, оригинальное».

Б.М.Теплов творчеством называет деятельность, дающую «новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности». Исследуя понятие «творчество», А.К.Спиркин, кроме новизны и оригинальности, выделяет субъективную и объективную значимость. В определении понятия творчества С.С.Гольдентрихт выделяет гуманную сторону, отмечая, что природа творческого деяния - создание, рождение нового, прогрессивного, способствующею развитию человека и общества. Сущность творчества несовместима с деятельностью, враждебной человеку. Таким образом, определение творчества только по признаку новизны и оригинальности является не полным, необходимо учитывать и цель деятельности, основу которого должно составлять гуманистическое начало.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по сюжетному рисованию
Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие фа ...

Психологический анализ учебной деятельности
Теория деятельности возникла еще в древности. Но психологическую теорию деятельности создали наши отечественные ученые: Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн . Первые подходы к учению как к деятельности были заложены трудами Л.С.Выготского, А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштей ...

Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи
Социология рассматривает семью как часть целого общественного организма, как клетку общества, как социальный воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально-экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье. Но в отличие от других социальных коллективов - производств ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru