Сущностно-содержательная характеристика понятий «творческая активность», «развитие творческой активности» в контексте психолого-педагогических исследований

Педагогическая информация » Психолого-педагогические условия развития творческой активности учащихся подросткового возраста » Сущностно-содержательная характеристика понятий «творческая активность», «развитие творческой активности» в контексте психолого-педагогических исследований

Страница 6

Творческая активность учащихся не возникает сама по себе, вдруг. Учебная деятельность, организуемая преподавателем, должна быть направлена на ее формирование.

Ученые рассматривают данный феномен в разных аспектах: как активность восприятия действительности (Б.М. Теплов, П.М. Якобсон); активность преобразования действительности (Л.П. Аристова); соотношение активности и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Ю.А. Воробьев, М.В. Демин, А.В. Маргулис и др.); взаимодействие личностных проявлений с активностью (Ю.В. Шаров); взаимодействие мотивов поведения и степени активности (Л.И. Божович, М.Н. Славина, А.Н. Леонтьев); взаимосвязь активности и эмоциональности (К.Д. Радина, И.И. Родак, В.И. Помогайба и др.). {LINKS}

Творческая активность и процесс творчества — понятия, которые не обязательно совпадают.

Без активности нет творчества, но творческая активность может проявляться в любой деятельности, даже не носящей творческий характер.

Творчество в науке и практике рассматривается как процесс создания нового, а творческая активность как способность к самореализации по созданию нового, общественно значимого.

В рамках нашего исследования важным является уточнение, что творческая активность приобретает форму самостоятельного формулирования проблем и исследовательских познавательных задач. Это выражается в проявлении стойких личностных интересов к той или иной области знания и практики. Творческая активность учащихся составляет предпосылку и условие творческого преобразования усвоенных знаний, саморазвития обучаемого, его личностного роста. Механизмом развития творческой активности является поиск.

Имеющиеся определения творческой активности чаще всего сводятся к перечислению того, что образует это понятие. При этом творческая учебная активность выступает как набор отдельных характеристик личности учащегося. Представление о творческой учебной активности как коллекции личностных особенностей, разумеется, ошибки в себе не содержит, но дробит это понятие на составляющие, и лишает понятие «творческая активность» его категориального содержания.

Недостаточно также делается акцент на раскрытие этого понятия через структуру личности и деятельности. Сущность творческой учебной активности следует рассматривать как интегральное качество личности, выражающееся в целенаправленном единстве потребностей, интереса и действий, проявляющееся как высший уровень ее индивидуально обусловленной отражательно-преобразовательной деятельности. Рассматривая взаимосвязь активности и самостоятельности, следует подчеркнуть, что активность предполагает определенный уровень самостоятельности мысли, но может проявляться и без самостоятельности ученика. Например, заучивание, являясь процессом активным, может протекать без самостоятельного действия. Вместе с тем, развитие активности создает необходимые условия для развития самостоятельности. Чем выше уровень развития активности, тем более благоприятны предпосылки для роста самостоятельности человека.

Большой опыт развития творческой активности учащихся накоплен педагогами-новаторами Е.Н. Ильиным, Ю.П. Львовым, С.Н. Лысенковой, М.П. Щетининым, В.Ф. Шаталовым ид.р. Наиболее характерными общими чертами этого опыта является:

- включение учащихся в поисковую деятельность;

- использование новых педагогических технологий, интенсифицирующих учебный процесс, предполагающих погружение учащихся, рефлексию; индивидуализация и дифференциация обучения.

Анализ передового опыта работы педагогов-новаторов показывает, что у всех у них в основе развития творческой активности учащихся лежит совместная творческая деятельность педагогов и учащихся.

В психолого-педагогической литературе в качестве основных средств формирования творческой активности используются преимущественно содержание, формы, методы обучения без глубокого знания и учета потребностей, интересов, склонностей, хотя педагогика и рассматривает процесс обучения как двусторонний (деятельность преподавания и деятельность учащихся). Фактически же во всей педагогической и особенно методической литературе больше уделяется внимание деятельности преподавателя: как поставить цели и задачи урока, какой материал отобрать и как представить его в системе заданий, какие методы обучения использовать на уроке и т.д. Деятельность учащихся, внутренние условия раскрываются недостаточно. Они оказываются как бы «за кадром» педагогического процесса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Великая педагогика:

Правила и теоремы теории вероятностей
Теорема сложения вероятностей несовместимых событий Суммой событий А и В называют событие С = А + В, состоящее в наступлении, по крайней мере, одного из событий А или В. Испытание - стрельба двух стрелков (каждый делает по одному выстрелу). Событие А - попадание в мишень первым стрелком, событие В ...

Распад СССР и его последствия для образования
На исходе XX века, пожалуй, наиболее трагичного и жестокого в истории России, страна в очередной раз оказалась подвергнутой тяжелейшим испытаниям. Проводимые с начала 90-х годов реформы затронули все без исключения сферы жизни общества. Всего за несколько лет произошли кардинальные изменения не тол ...

Общая педагогика
Общая педагогика – отрасль педагогики, которая изучает фундаментальные закономерности воспитания и обучения. В ее основе находятся совокупные для различных возрастных групп и различных типов учебно-воспитательных учреждений задачи исследования и организации форм, принципов и методов обучения и восп ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru