Психолого-педагогические условия развития творческой активности учащихся подросткового возраста

Педагогическая информация » Психолого-педагогические условия развития творческой активности учащихся подросткового возраста

Общественные преобразования, происходящие сегодня в нашем обществе, предъявляют все возрастающие требования к раскрытию творческих способностей человека, делают особенно актуальной проблему развития творческой активности как интегрального качества личности наиболее адаптируемого к новым социально-экономическим условиям. Это связано, во-первых, с общей тенденцией развития личности, возрастанием роли гуманистических задач современности и объективно возникшей необходимостью реализации резервов личностного становления молодых людей; во-вторых, это связано с современными проблемами воспитания; в-третьих, обуславливаются психологическими особенностями одаренных детей, имеющимися проблемами в их развитии. Поэтому проблемы психологии творчества, специальных способностей и возможностей оптимизации этого процесса были предметом изучения многих психологов (С. А. Рубинштейн, Я.А. Пономарев, О. К. Тихомиров, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, В. Н. Дружинин, В. М. Русалов и др.).

{LINKS}

По мнению Г.Л. Цукерман первая реальная возможность «зачатия и рождения» индивидуализированного субъекта саморазвития открывается в начале подросткового возраста, однако подготавливать этот процесс саморазвития можно и нужно заранее, «создавая питательную среду для развития самосознания». Данный подход обусловлен пониманием того, что школа не только «готовит к жизни, она уже есть сама жизнь и здесь дети должны приобретать жизненный опыт не в вымышленных, а в реальных ситуациях». Следовательно, формирование и развитие личности в подростковом возрасте определяется тем, насколько успешно и социально приемлемо реализует ученик свою активность в учебной деятельности. Различные формы активности являются важнейшими показателями человеческой индивидуальности, «в которой воплощены великие возможности исторической природы человека».

Особенности творческой деятельности получили достаточно широкое освещение в философской и психолого-педагогической литературе: творческая природа познания (В.А. Андреев, А.В. Брушлинский, Б.М. Кедров, М.Г. Ярошевский); активность учения (Л.П. Аристова, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова); закономерности развития личности в процессе обучения (В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, Л.С. Занков, А.К. Маркова ); дидактический акцент проблемы изучен Ю.К, Бабанским, Б.П. Есиповым, А.П. Тряпициной, Г.И. Щукиной; индивидуализация и дифференциация процесса развития творческой активности учащихся глубоко исследована А.А. Кирсановым, Е.Г. Скобельциной, И.Э. Унтом.

Многообразие подходов к исследованию проблемы познавательной активности школьников, в том числе и творческой активности, условий активизации познавательной деятельности учащихся, с одной стороны, является свидетельством ее актуальности, а с другой, - многоплановости.

Таким образом, в настоящее время определилось противоречие между объективной необходимостью развития учебной активности каждого подростка как в процессе репродуктивной, так и в творческой учебной деятельности в современных условиях системы школьного образования и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий такого развития.

Необходимость разрешения данного противоречия,, а также актуальность и недостаточная разработанность проблемы развития активности подростка в разных видах учебной деятельности, отсутствие единого и достаточно обоснованного подхода к пониманию сущности учебной активности и условий ее развития в учебно-воспитательном процессе, недостаточная изученность условий его реализации обусловили выбор темы настоящего исследования.

Отсюда вытекает проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития творческой учебной активности подростков?

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия развития творческой активности учащихся подросткового возраста.

Объект исследования: процесс развития творческой активности подростков.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития творческой активности учащихся подросткового возраста.

Гипотеза исследования основывается на том, что процесс развития творческой активности подростков может быть более успешным и эффективным, если в ходе учебно-воспитательного процесса будет реализованы следующие психолого-педагогические условия:

создание благоприятного психологического климата и ситуаций успеха в рамках учебно-воспитательного процесса;

применение в процессе обучения эвристических методов решения творческих задач: «мозговая атака», метод эвристических вопросов, метод личной аналогии, метод организованных стратегий;

использование программы «Развитие творческой активности», предполагающей применение различных форм и методов педагогического взаимодействия: тренинговые занятия, практические занятия, групповые дискуссии, игры, упражнения, рассказ, беседа, рефлексия эмоций и чувств и др.

В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи:

1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику понятия «творческая активность», «развитие творческой активности» в контексте психолого-педагогического исследования.

2. Теоретически обосновать комплекс психолого-педагогических условий повышения эффективности развития творческой активности подростков.

3. Апробировать комплекс психолого-педагогических условий, направленных на повышение эффективности развития творческой активности учащихся подросткового возраста.

В исследовании были применены теоретические и экспериментальные методы исследования.

Теоретические методы: системный подход, теоретический анализ, обобщение и классификация научных данных, сравнение.

Эмпирические методы: опросно-диагностические (анкетирование, тестирование); обсервационные (прямое, косвенное, включенное наблюдение); практические (анализ продуктов деятельности); экспериментальные (формирующий эксперимент).

Обработка результатов исследования осуществлялось методами математической статистики.

Методологической и теоретической основой исследования является важнейшие положения педагогики, психологии, труды отечественных (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский , Б.М. Теплов, Е.Г. Скобельцина, С.Г. Глухова, Ж.А. Зайцева) ученых и их научные идеи, касающиеся вопросов творческой активности школьников.

Теоретическая значимость данной работы заключается в разработке структуры творческой активности учащихся на основе которой возможно построение конкретных учебных программ и в обосновании комплекса психолого-педагогических условий, способствующих повышению эффективности развития творческой активности подростков.

Практическая значимость нашей работы состоит в том, что полученные результаты способствуют осознанию педагогическим коллективом учебно-воспитательных учреждений значимости, необходимости целенаправленного развития творческой активности учащихся. Разработанная программа развития творческой активности подростков может быть широко внедрена в учебно-воспитательный процесс.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Опытная и экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в Апастовской средней школе. Исследованием было охвачено 49 учащихся школы.

Великая педагогика:

Работоспособность учащихся профессионально-технических учебных заведений и приёмы её активизации
Вы не когда не задумывались о том, что такое работоспособность и от чего она зависит? Что заставляет некоторых людей трудится непокладая рук, а других при первой же возможности всячески избегать работы, чтобы лишний раз дать своему организму передохнуть? Людей, которые быстро устают, мы зачастую не ...

Реализация занятия как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
С детьми экспериментальной группы мы начали проводить занятия, направленные на формирование познавательной активности. Неспецифичность операциональных компонентов познавательной активности ребенка делает возможным ее формирование в контексте различных форм детской деятельности. В качестве детских в ...

Сущность и структура личностно – ориентированного обучения
Одним из двух главных компонентов целостного педагогического процесса является процесс обучения (учебный процесс) - сложный, уступающий, быть может, только процессам воспитания и развития. Дать полное и всестороннее определение его сущности очень трудно, ибо он включает большое число разнообразных ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru