Теоретическое обоснование психолого-педагогических условий развития творческой активности детей подросткового возраста

Педагогическая информация » Психолого-педагогические условия развития творческой активности учащихся подросткового возраста » Теоретическое обоснование психолого-педагогических условий развития творческой активности детей подросткового возраста

Страница 1

Стимулирование творческой активности учащихся в процессе обучения осуществляется посредством определённых приёмов, средств и соответствующих условий, которые и создают предпосылки для проявления творчества. Под «условием» в психолого-педагогическом смысле следует понимать: {LINKS}

Всё то, от чего зависит достижение дидактических целей.

Среда, обстановка, в которой пребывают и без которой не могут существовать предметы, явления.

«Условие» всегда должно быть задано на более высоком уровне по сравнению со «средством».

По В.И. Андрееву «педагогические условия представляют собой обстоятельство процесса обучения, которое является результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приёмов), а также организационных форм обучения для достижения определённых дидактических целей».

В результате теоретического анализа проблемы развития творческой активности были определены условия её развития.

Рассмотрим содрежание каждого условия в отдельности.

Первое условие. Только компетентный профессиональный педагогический коллектив способен определить индивидуальность каждого ученика, дать компетентные рекомендации о наиболее благоприятном пути индивидуального развития, помочь учащемуся познать себя, самоопределиться и по возможности самореализоваться.

Ряд исследователей (Н.П. Аникеева, И.Я. Лернер, А.Н. Лук, Ю.М. Львова, М.М. Поташник и д.р.) с целью оптимизация процесса саморазвития и самореализации личности рекомендуют создать определенный климат, атмосферу, в которой личность полностью бы реализовалась.

И.Я. Лернера считает, что развитие личности учащихся напрямую зависит от определенного нравственного и эмоционального климата на уроках. Решающую роль, по мнению ученого, в этом играет позиция самого учителя, его творческий энтузиазм, доброжелательность, создаваемая им атмосфера свободы мысли и самопроявления. Есть множество приемов достижения этой цели:

первоначально давать легко доступные творческие задания;

проявлять интерес к действиям учеников;

признавать и поощрять многовариантность ответов учащихся;

раскрывать личностную значимость изучаемого и сделанного;

поощрять чувство предвосхищения и ожидания, поддерживать на уроке чувство ожидания;

знакомое снова сделать незнакомым (рассмотреть с другой точки зрения);

строить предположения на расширенной совокупности исходных данных;

соотносить по видимости несоотносимое;

не подчеркивать чувство вины после совершения ошибки;

повышать значение ответа, часто даже ошибочного, искать в нем рациональное зерно.

Важным условием самопознания является организация учителем ситуаций успеха. «Человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном. Первого, по-настоящему реального успеха достаточно, чтобы все те благоприятные факторы, о которых резонно говорят социологи, могли быть реализованы». Любая удача запоминается, остается в памяти и формирует стремления к достижению цели.

Ситуация успеха – это разновидность педагогической ситуации, которая формирует у учащихся субъективное состояние готовности включиться в учебный процесс на уровне своих возможностей и которая обеспечивает условия для такого включения. Являясь на каждом этапе учебной деятельности средством воспитания положительного отношения к учению, ситуация успеха одновременно становится условием перерастания положительного отношения в активное, сознательное, творческое отношение к деятельности в целом. Таким образом, ситуация успеха развивает нестандартное мышление, стимулирует стремление к творческому самопроявлению, формирует в учащемся позицию активного участника процесса познания, субъекта учебной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Опытно-экспериментальное исследование условий профессионального самоопределения старшеклассников
Задачей диагностического этапа является самопознание (индивидуальных особенностей и профессиональной направленности) личности. С помощью методов диагностики происходит дальнейшее развитие познавательного компонента. Традиционные диагностические средства используют в контексте программы, направленно ...

Особенности педагогического контроля и оценки успеваемости учащихся
Закон Российской федерации "Об образовании" провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития учащихся. Педагогический контроль (ПК) является важнейшим компонентом педагогической системы и част ...

Способы формирования знаний у обучающихся о здоровом образе жизни
Режим дня необходимо соблюдать всем людям. Соблюдение режима дня помогает правильно распределить время. Детский педиатр Д.Т. Сургунов подчеркивал: «Режим – это правильное чередование периодов работы и отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в течение дня, недели, месяца, го ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru