Теоретическое обоснование психолого-педагогических условий развития творческой активности детей подросткового возраста

Педагогическая информация » Психолого-педагогические условия развития творческой активности учащихся подросткового возраста » Теоретическое обоснование психолого-педагогических условий развития творческой активности детей подросткового возраста

Страница 2

Исследователи подчеркивают (Н.П. Аникеева и др.), что при изменении позиции ученика изменяются и социальные ожидания окружающих. Поэтому чрезвычайно важно придать гласности достигнутые учеником успеха. В этом случае успех, переживаемый в одном виде деятельности, побуждает к достижению успеха в других видах деятельности. {LINKS}

Более того, ситуация успеха должна соответствовать возможностям школьника, для которого она создается учителем. Раскрывая психологические особенности учителя по моделированию и созданию для детей ситуации успеха в учении. Н.П. Аникеева отмечает, что учителю важно одновременно действовать двусторонне: а) психологически – с учетом возрастных, индивидуальных, личностных особенностей ученика и классного коллектива в целом; б) педагогически, когда продумывается и выбор наиболее удачного момента в учебно-воспитательном процессе для его создания, и организационное обеспечение.

Заметим, что на общем положительном эмоциональном фоне необходимо индивидуально подбирать ситуации успеха к детям с низким уровнем мотивации, неуспевающим, с заниженной самооценкой и высокой тревожностью.

Ситуации успеха должны создаваться учителем постепенно, способствуя улучшению эмоционального климата, формированию устойчивой мотивации достижения, развитию чувства безопасности для каждого школьника. С этой целью следует пользоваться приемами: эмоционального «поглаживания»; словесной поддержки; «скрытой педагогической инструментовки» (косвенное влияние на учащихся: незаметная помощь, словесная инструкция и т.п.); «коллективной радости» (совместные переживания – реализация потребности в эмоциональных связях с другими людьми) и другими. Правильное использование системы стимулирования и поощрения позволит учителю так смоделировать процесс обучения, чтобы в нем всегда обеспечивался успех . Это позволит учащимся верить в собственные силы, стремиться к новым достижениям, преодолевая возникающие трудности.

Кроме того, на наш взгляд, немаловажно создание в учебной деятельности оптимистического настроя. Результативность этой деятельности и процесс самореализации, при прочих равных условиях, тем эффективнее, чем оптимистичнее настрой личности на возможность достижения конечной цели даже в случае временных неудач. Данный настрой в работах В.И. Андреева предполагает выполнение следующих правил.

Не отчаиваться, не успокаиваться даже в случае временных неудач.

Внушать себе: «Я решу эту задачу, я обязательно найду оригинальный способ ее решения! Решал же я задачи и более сложные и более трудные!!!»

В случае неудач всякий раз вести поиск нового принципа, метода, средства до тех пор, пока не отыщется «ключ» к решению задачи. Постоянно помнить: оптимизм и вера в успех – залог успеха .

Второе условие - Как разнообразен по своему содержанию педагогический процесс, так разнообразны методы обучения. Несмотря на это, в основе каждого из них лежит один общий методологический принцип – направленность и пригодность каждого отдельного метода для достижения определённых целей.

Все методы в плане достижения определённых дидактических целей должны нести в себе активность, так как процесс усвоения имеет активную деятельностную основу. Даже способы объяснения нового материала в учебных предметах, относящихся к словесным методам несут, в себе активность. Активность объяснения может успешно “работать” на развитие творческой активности при условии, когда способы учебного объяснения соответствуют способам научного объяснения (причинному, функциональному, структурному) ввиду их содержательного и процессуального сходства:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Великая педагогика:

Игра как метод обучения лексической стороне речи
Лексика – это основной строительный материал нашей речи, ее содержательная сторона. Владение лексикой является важной предпосылкой развития речевых умений. Способность осуществлять автоматически, относительно самостоятельно ряд действий и операций, связанных с вызовом слова из долговременной памяти ...

Понятие, причины, формы и степени умственной отсталости
В 1915 г. немецкий психиатр Э. Крепелин назвал врожденное слабоумие олигофренией (от греч. «oligos» – «мало», «phren» – «ум»). До сих пор наука, изучающая проблемы воспитания и обучения детей с умственной отсталостью, называется олигофренопедагогикой (раздел специальной педагогики). Олигофрения вкл ...

Макроуправленческая деятельность в образовании: содержание и механизмы
Управление национальной системой образования может быть рассмотрено как совокупная деятельность по проектированию, организации, нормированию и развитию различных, но тесно взаимосвязанных объектов. Речь прежде всего идет о различных типах управления, направленных на различные сферы образовательного ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru