Понятие «социальная работа» – относится к новому времени. Оно раскрывает современное состояние процесса, который сегодня во многих странах мира определяется как помощь и взаимопомощь субъектов. Причем субъектом помощи может выступать как государство, отдельный общественный институт, институт социальных работников, профессионально выполняющих свою миссию помощи, так и отдельные лица, не связанные профессиональными и юридическими обязательствами. Однако человечество прошло долгий путь, прежде чем определило не только философию поддержки различных категорий клиентов, но и принципы и технику защиту личности в различных ситуациях. {LINKS}
Социальная работа как практический, но непрофессиональный вид деятельности имеет длительную историю развития и свои корнями уходит во времена древних славян, которым уже были известны простейшие формы благотворительности. На протяжении всего времени она отождествлялась с деятельностью направленной на оказание помощи, поддержки и защиты человека или групп людей жизнедеятельность и социальное функционирование которых осложнялось различного рода обстоятельствами. Есть достоверные сведения, что уже на ранних этапах развития любого общества имела место деятельность (говоря современным языком – социальная работа) по поддержке нуждающихся. По мнению специалистов история формирования социальной работы начинается с1750 г. до н. э в Вавилоне, где были созданы первые коды справедливости, т.е. гражданские акты призывающие людей к любви к ближнему, заботе о бедных и нуждающихся.
Основными этапами становления и развития помощи нуждающимся на территории Беларуси являются (по А.Д. Григорьеву):
до Х в. – архаический период, когда происходит зарождение и развитие форм помощи и взаимопомощи у славянских племен, населявших территорию современной Беларуси. Ранними формами помощи выступали редистрибуция (передача части произведенного общинниками избыточного продукта в распоряжение вождей, на различные общественные нужды) и реципрокация (взаимопомощь, взаимный обмен дарами). Общинные принципы жизнедеятельности восточных славян, практика защиты человека в системе рода нашли отражение также в таких формах помощи и взаимопомощи как братчины, родовые обряды почитания предков, «институт старцев», институт «приймачества», складчины и др.
Х – ХП вв. период княжеской и церковно – монастырской поддержки на территории Беларуси. Возрастает попечительская роль княжеской власти, утверждается монастырско - приходская система помощи нуждающимся. В данный период берут истоки отечественная теория и практика благотворительности, в т.ч. княжеское «нищепитательство» и княжеское «нищелюбие». Князья полоцкие, туровские, минские и другие опирались на древние традиции, одной из которых было угощение всех пришедших во время трапез. Объектами помощи являются нищие, убогие, дети-сироты, вдовы.
ХШ- 70-90-ые годы ХУШ в Для этого периода социальной работы на Беларуси характерны следующие формы помощи и поддержки нуждающихся: церковно-монастырская система, отличающаяся поликонфессиональностью: светская (частная ) благотворительность, в которой большую роль играли представители белорусско-литовской, а затем и польской знати; общинное призрение нуждающихся; государственно-муниципальная система призрения. Основные направления деятельности государства и общества в сфере помощи и поддержки нуждающихся – профилактика бедности, борьба с проявлением социальной патологии.
Великая педагогика:
Требования к профессиональным знаниям и умениям специалиста по социальной
работе
Сегодня специалисты по социальной работе решают разноплановые вопросы в разных сферах жизнедеятельности современного общества и на разных социальных уровнях. Одни интенсивно работают с индивидами и семьями, другие с малыми группами, третьи с общностями. Одних социальных работников волнует решение т ...
Возрастные особенности обучения пейзажному
рисованию
В пейзажной живописи выделяют специальные требования по работе с детьми дошкольного возраста. 1. Доступность содержания пейзажной живописи для детского восприятия. Тематика картин обязательно должна быть созвучна интересу детей, соответствовать их возрасту и опыту. 2. Содержание картины должно носи ...
Значение использования художественной литературы в умственном развитии
детей
Что же дает ребенку художественная литература, в части сказка? Как влияет на формирование его личности? Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать, внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представ ...