Сущностно-содержательная характеристика понятий «творческая активность», «развитие творческой активности» в контексте психолого-педагогических исследований

Педагогическая информация » Психолого-педагогические условия развития творческой активности учащихся подросткового возраста » Сущностно-содержательная характеристика понятий «творческая активность», «развитие творческой активности» в контексте психолого-педагогических исследований

Страница 4

Конечная цель творчества создание новых предметов, новых ценностей, новых систем, новых возможностей материального и духовного расцвета общества и личности. Каждый продукт является не только результатом творчества, но и его проверкой, его мерой.

Творчество – это высшая форма отражения, при которой преобразуются природная и социальная действительность при основании законов жизни, в основе его опознания.

Творчество – сложное сочетание повторимых и неповторимых моментов и особенностей, сложное диалектическое единство общего, единичного и особенного. Некоторые моменты творчества могут быть моделированы, но в целом творческий акт не подлежит полному моделированию, не может быть создан алгоритм конкретного творческого процесса. Отдельный творческий акт – это реальное сочетание, реальная система, образующих ее компонентов и поэтому познаваем, но вместе с тем, всякий отдельный человеческий акт (индивидуальный или коллективный) – это специфическое сочетание, специальная система образующих ее компонентов и потому неповторим.

Творчество школьника – это “создание им оригинального продукта, изделия (а также решение задачи, написание сочинения и т. д.), в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению (выполнению) задачи.

Таким образом, творчество – психологически сложный процесс. Он не исчерпывается какой-либо одной стороной, но существует как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого познания. Способность личности к творческому саморазвитию зависит от степени проявления творческой активности, а, следовательно, от стремления человека к действию, к проявлению своих способностей, к удовлетворению потребности в преобразовании и созидании самого себя.

Проблема активности междисциплинарна. Педагогический словарь определяет активность личности (от лат. Activus - деятельный) как деятельностное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения источников исторического опята человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении, формируется под воздействием среды и воспитания .

В педагогике содержательный аспект активности трактуется неоднозначно. Например, Н.Э. Унт рассматривает активность учащихся в обучении как дидактический принцип, предполагающий такое обучение, которое вызвало бы у учащихся состояние активности. Между тем, высказываются возражения против такою подхода, поскольку активность как принцип обучения неправомерно попадает в подчиненное положение по отношению к другим дидактическим принципам. Т.И. Шамова выделяет и рассматривает активность как самостоятельную дидактическую категорию.

Если обратиться к психологической трактовке понятия активности, то под активностью понимают характеристику личности, определяющую интенсивность, продолжительность, частоту и разнообразие выполняемых действий или деятельностей какого-либо рода.

Высказывается, например, мнение, что активность как философская категория отражает способность объектов неживой и живой природы и субъектов социальной жизни к стихийному, интенсивно целенаправленному или сознательному взаимодействию со средой, к изменению и преобразованию её и себя, а также интенсивность этого процесса, его меру. Эта точка зрения имеет значительное число сторонников.

Вместе с тем высказывается мнение, что активность нельзя истолковать настолько широко, чтобы данная категория вбирала в себя и борьбу противоположностей как источник движения и само движение. Она должна получить точные пространственно-временные границы, рассматриваться как категория, отражающая объективную связь между источником развития и движения («самопроизвольное развитие») и самим развитием, движением.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Великая педагогика:

Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе
Сегодня понятие «познавательная активность» широко используется в различных направлениях психолого-педагогического поиска: проблем отбора содержания образования (В.Н. Аксюченко, А.П. Архипов, Д.П. Барам), формирования общих учебных умений (В.К. Котырло, Т.В. Дуткевич, З.Ф. Чехлова), оптимизации поз ...

Механизмы макроуправления образованием
Успешность управления региональной образовательной системой зависит в значительной степени от успешности проектной деятельности, которая представляет собой ядро управленческой деятельности и от того, насколько качественными получаются продукты этой деятельности, воплощенные в проектно-нормативную д ...

Сущность и структура личностно – ориентированного обучения
Одним из двух главных компонентов целостного педагогического процесса является процесс обучения (учебный процесс) - сложный, уступающий, быть может, только процессам воспитания и развития. Дать полное и всестороннее определение его сущности очень трудно, ибо он включает большое число разнообразных ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru