Сущностно-содержательная характеристика понятий «творческая активность», «развитие творческой активности» в контексте психолого-педагогических исследований

Педагогическая информация » Психолого-педагогические условия развития творческой активности учащихся подросткового возраста » Сущностно-содержательная характеристика понятий «творческая активность», «развитие творческой активности» в контексте психолого-педагогических исследований

Страница 7

Ориентация на внешние условия (содержание учебного материала, формы и методы обучения) без глубокого знания и учета внутренних условий (потребности, интересы, склонности, способности) оказывает негативное влияние на процесс и конечные результаты формирования творческой активности учащихся.

Эта же ориентация способствовала отчуждению учащихся от учения в целом и от активной творческой учебной деятельности, в частности.

Продолжая высказанную мысль, заметим, что традиционные концепции развития творческой активности учащихся основываются преимущественно на активации мышления. Не принижая роль приемов, способов побуждения учащихся к активной познавательной деятельности, мы считаем, что главное направление формирования творческой активности связано с мотивационно-потребностной сферой.

Это требует определенного обновления образовательно-воспитательного процесса на мотивационной основе. Такой подход позволит педагогам отойти, отказаться от абсолютизации внешних условий, сведения процесса развития творческой активности к механически понятой заданности цели извне.

Главные стимулы деятельности и основные факторы, определяющие развитие творческой активности, надо искать в содержании образования, характере деятельности, в возможности выбора учебного задания, степени его проблемности, в возможности удовлетворения своих познавательных потребностей, а также в отношениях между учителем и учащимися и в других условиях, в которых протекает деятельность. Учебная и другие виды деятельности должны превращаться в сами себя стимулирующие процессы. В такой ситуации содержание изучаемого материала и характер деятельности оказываются важнейшими условиями формирования того или иного уровня творческой активности.

Следует помнить, что формирование творческой активности органически взаимосвязано с развитием самостоятельности. Самостоятельность нами рассматривается как способность личности ученика к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны. На начальных этапах развития активности учения самостоятельность ученика может быть минимальной, а затем постепенно развиваться. Самостоятельность может носить и преобразовательный, и воспроизводящий характер. При этом воспроизводящая самостоятельность никогда не сопутствует активности учения. Но игнорировать ее нельзя.

Чрезвычайно важно обеспечить развитие самостоятельности учащихся в учебной деятельности, умение самостоятельно переходить от одного этапа к другому (от принятия учебной задачи к ее решению, от постановки учебной задачи к определению адекватных учебных действий, от действий реализации к действиям самоконтроля); овладение не только приемами логики и решения различных задач привычными способами, но и умением искать свой, наиболее рациональный путь решения нестандартных задач. Основанием самостоятельности учащихся в решении задачи можно считать достаточно высокую мотивацию учения, наличие необходимого запаса знаний («полнота знаний») и умений их использовать («подвижность знаний»).

Творческая активность предполагает максимальное проявление индивидуальности. Они органически взаимосвязаны. Активность предполагает максимальное проявление индивидуальности. А индивидуальность в свою очередь формируется при включении индивида в преобразовательную деятельность. Творческая учебная активность - это субъективная сторона учебного труда школьников, отражение потребностей, интересов, склонностей, способностей к учению, волевых усилий, эмоционального отношения. Системообразующим элементом творческой активности является мотивационно-потребностное ядро личности учащегося. Оно лежит в основе преобразующего отношения, готовности к самой преобразующей деятельности.

Динамизм творческой активности определяется, безусловно, сформированностью преобразующего отношения к деятельности, готовности к ней, самой преобразующей деятельностью. И тем не менее начало процесса мышления (уяснение цели, определение задачи и выбор методов, средств для ее решения), сам процесс мышления (актуализация нужных знаний, установление возможных случаев отношения нового с ранее пройденным, анализ и синтез рассматриваемых фактов, предметов, явлений и т.д.) определяются прежде всего знаниями. Вне знаний, хотя бы самых элементарных, невозможна умственная деятельность. Ученик не может мыслить, не может проявить глубину ума, гибкость, сообразительность, не располагая определенными знаниями. Каждое новое знание может быть усвоено сознательно, если учащиеся овладели теми предшествующими знаниями, идеями, понятиями, на которых ожидается вновь усваиваемое знание.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Великая педагогика:

Влияние мотивации на учебный процесс
Поскольку в рамках нашего исследования проверяется гипотеза о связи мотивации с уверенностью в знаниях, существует необходимость рассмотреть это понятие в теоретическом анализе дипломной работы. Существует большое количество разновидностей мотивации, но мы подробнее остановимся только на внутренней ...

Организация работы школьного оздоровительного лагеря
Организация школьных оздоровительных лагерей одна из интереснейших и важнейших форм работы со школьниками в летний период. Лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей. Цель летней практики - вооружить студентов знанием различных технологий по развитию личности учащегося в п ...

Педагогика «третьего возраста»
Педагогика «третьего возраста» разрабатывает систему образования, развитие людей пенсионного возраста и находится в стадии становления. Так, например, с повсеместным развитием компьютерных технологий и мобильной связи необходимо обучать пенсионеров работе с новыми приборами, компьютерами и мобильны ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru