Особенности жизненного пространства детей-сирот

Педагогическая информация » Индивидуальное развитие детей-сирот » Особенности жизненного пространства детей-сирот

Страница 1

Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы специальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. Во всех типах учреждений, где воспитываются дети, лишенные родительского попечительства, существуют трудности в организации благоприятных условий для их жизни и самочувствия. В большинстве интернатных учреждениях условия проживания воспитанников схожи между собой: общие спальни, общие столовые, общие игровые комнаты, общая туалетная и ванная комната. Очевидно, что необходимо уйти от этого однообразия и организовать проживание детей по семейному типу: семья состоит из группы детей разного возраста, имеет свою территорию проживания, своего воспитателя, свою столовую.

Если ребенок растет в условиях учреждения интернатного типа, его общение не развито, контакты поверхностны, нервозны и поспешны, он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию и пассивное отчуждение. Неправильно формирующийся опыт общения, приводит к тому, что он очень рано начинает занимать по отношению к другим негативную позицию. Это происходит потому, что у воспитанника практически нет собственного личного пространства, где он мог бы уединиться. Жизнь в школе-интернате задает вынужденную публичность проживания. В школе-интернате регламентируется режим проживания, который не достаточно позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Таким образом, условия проживания воспитанника в интернатом учреждении не дают ему возможности самостоятельно регулировать ритм и частоту контактов со средой в соответствии с собственными потребностями. А потому важен поиск таких педагогических средств, которые позволили бы решить эти и другие проблемы в условиях образовательных учреждений интернатного типа. Несомненно, что решение этих проблем выходит за рамки чисто педагогических (строительство детских домов семейного типа, небольших по своему составу, создание собственного личного пространства воспитанников, условий для общения и т.д.), но очень важно понять, что многие проблемы можно было бы хотя бы частично решить педагогическими технологиями.

Воспитание в изолированной среде учреждения для детей-сирот, ведет к формированию групповой специфической субкультуры низкого уровня. Её представитель характеризуется слабым осмыслением своего жизненного опыта, пассивностью, интуитивностью своих поступков, отсутствием индивидуальных жизненных ориентиров и ценностей. Поэтому он не самостоятелен и нуждается в группе, как опоре для принятия решений.

Воспитание полноценной личности воспитанников учреждения для детей-сирот предполагает развитие общения их со взрослыми и друг другом, в ходе которого формируется образ Я ребенка, его отношение к себе и представление о себе. В современных исследованиях показана связь между специфическими условиями жизни ребенка в детском доме и его личностным развитием, и нарушение последнего чаще всего объясняется материнской депривацией. В.И. Слуцкий обращает внимание на другой важный феномен, типичный для детских домов и интернатов, который может влиять на развитие личности воспитанника – это феномен общественной собственности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Методы и приемы изучения состава слов
Знакомство со значащими частями слова, с морфемным составом слова программа предполагает во втором классе. Дается слово лес, к нему подбираются слова: лесок, лесник, лесной. Вводится термин «корень» и «однокоренные слова»; в понятие «корень» будет входить признак: главная смысловая часть, общая для ...

Современные технологии обучения: личностно-ориентированные технологии обучения
Личностно-ориентированные технологии в качестве планируемых результатов предполагают не столько строго фиксированные знания и специальные умения по конкретной учебной дисциплине, сколько индивидуальные особенности субъекта познания и предметной деятельности. Образовательный процесс личностно-ориент ...

Восприятие движения
Физическое движение и восприятие движения — не одно и то же. Мы можем воспринимать движение там, где его в действительнос­ти нет. От­ражение движения в восприятии является следствием такой же прецептивной деятельности, связанной с переработкой наличных раздражений в процессе вза­имодействия с объек ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru