Психолого – педагогическая характеристика интереса

Страница 1

Одной из педагогических наук, которая изучает закономерности музыкального воспитания с целью совершенствования его содержания и методов, является методика музыкального воспитания. Она практикует, как на основе дидактических принципов и методов целесообразно строить учебно – воспитательный процесс и как решить общие и частные задачи музыкального воспитания, в которые входят:

Общие: пробуждение интереса у учащихся; организация внимания; достижения воспитывающего значения музыки.

Частные: формирование музыкальной грамотности; развитие музыкального слуха; методика разучивания произведений.

Следует отметить, что методика музыкального воспитания в своем настоящем виде является результатом специальных исследований не только в области педагогики, так как этот предмет очень тесно связан с другими науками, такими как психология, физиология и конечно педагогика.

В середине 19 века в связи с ростом общественного движения, народности искусства и воспитания, появляются множество методик и программ, в которых предлагается как, какими методами, способами провести интереснее урок музыки в школе. Пусть поиски ещё не закончены, ведь время не стоит на месте, но цель у всех одна – как можно интереснее преподнести ученику новую тему, ведь интерес – это главный компонент, который должен присутствовать на каждом уроке.

Интерес. А что это такое? Каким он бывает? Как его лучше развить? Первые серьёзные упоминания об интересе содержатся в трудах Я.А. Каменского, крупнейшего педагога 17 века. Требования учитывать интересы ребенка отвечали духу тех назревавших перемен в обучении, которые отвечали и были связаны с успехами научных знаний. Общественная мысль быстро подхватила эту идею: начиная с Каменского, почти все литераторы 17-18 вв. писавшие о воспитании, настаивали на необходимость делать процесс обучения непременно интересным. Однако указания эти были неконкретными попытками и само понятие «интерес» еще ни кем не формировалось.

Первая попытка теоретического обоснования интереса в обучении и жизни ребенка, была предпринята только в начале 19 века немецким психологом И. Гербартом. Его работы положили начало широкому распространению научных идей об интересе и их практическому применению в педагогике и психологии.

Что же мы имеем об интересе на сегодняшний день в энциклопедиях, словарях, книгах?

«Каждую человеческую личность характеризует общая направленность, т.е. те цели, стремления, мотивы. Они возникают на основе потребностей, интересов, убеждений. Эта направленность побуждает человека быть активным, деятельным и проявлять определенные отношения к окружающему миру. На основе потребностей у людей возникают интересы, которые в значительной степени определяют направленность личности. Таким образом, под интересом понимается стремление человека обращать на что-то внимание, познать какие-либо предметы и явления»

По мнению психологов, интересы делятся на материальные и духовные. Интерес к какому-либо предмету может быть прямым (некосвенным) или косвенным (опосредованным).

Более подробную и научную обоснованную характеристику интереса дает психолог Н.И. Петровский. Интерес, по его мнению, - это мотив, способствующий ориентировке в какой – либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно для индивида – интерес обнаруживается в положительном и эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомиться с объектом, узнать о нем еще больше, понять его.

Роль интересов в процессе деятельности исключительно велика. Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания. Удовлетворение интереса, выражающего направленность личности, как правило, не приводит к его угасанию, а внутренне перестраивая, обогащая и углубляя его, вызывает возникновение новых интересов, отвечающих более высокому уровню познавательной деятельности.

Как показывают наблюдения и исследования педагогов и психологов, тот, кто учится без интереса, заучивает материал только к экзамену без закрепления его на длительное хранение памяти; заученное за короткий срок быстро забывается. Усвоенное интересом запоминается легко и надолго. Интерес повышает интенсивность мыслительной работы, мобилизует внимание, снижает утомление – все это приводит к повышению качества усваиваемых знаний к их расширению и углублению.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Понятие фразеологизма и его основные признаки
Фразеология (от греч. рhrasis, ‘выражение’ и logos ‘учение’) — фразеологический состав языка (то есть совокупность всех фразеологизмов), а также раздел языкознания, его изучающий. Хотя фразеологизмы состоят из нескольких слов, они по значению (значение имеет весь фразеологизм в целом, а не составля ...

Особенности сенсорного развития дошкольников с нарушением зрения
Диагностика и исследование детей с нарушениями зрения предполагает комплексное их изучение различными специалистами: офтальмологами, психологами, педагогами. Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению ...

Комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников МБОУ - СОШ № 168
На основе полученных результатов диагностики уровня толерантности младших школьников целью воспитания толерантности был подготовлен комплекс мероприятий воспитания толерантности младших школьников «Я в Мире людей», который состоит из четырех направлений: Первое направление: знакомство детей младшег ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru