Психолого – педагогическая характеристика интереса

Страница 3

Психологической наукой сформулированы различные уровни развития интересов школьников – подростков: любопытство, любознательность, подлинно познавательный интерес, теоретический интерес.

В психолого-педагогической литературе интересы младших школьников характеризуется, как интересы с сильно выраженным эмоциональном отношением, что особенно ярко эффективно раскрыто в содержании знаний. Интерес к впечатляющим фактам, к описанию явлений природы, событий общественной жизни, наблюдения с помощью учителя над словом, интерес к превращению языковых форм позволяют говорить о многосторонних интересах младших школьников.

В психологии слово «интерес» означает отношение личности к предмету как к чему-то для неё ценному, привлекательному. Содержание и характер интереса связаны как со строением и динамикой мотивов и потребностей человека, так и с характером форм и средств освоения действительности, которыми он владеет. Целенаправленное формирование интереса имеет важное значение в процессе воспитания и обучения.

"Если вы хотите, чтобы ваши юные слушатели были активны, – будьте активны сами; если вы хотите, чтобы они проявили интерес к музыке, – ощущайте этот интерес всегда в самом себе; если вы хотите, чтобы они полюбили музыку, – любовь к ней должна жить в вашем собственном сердце; если вы хотите научить их размышлять о музыке, – размышляйте вместе с ними" – Д. Кабалевский .

В педагогике интерес (от лат. – interest – имеет значение, важно) – реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности.

Интерес к музыке у учащихся характеризует уровень развития личности в процессе усвоения музыкальной культуры.

Интерес-форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности.

В обучении фигурирует особый вид интереса – познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами, умениями и навыками, при помощи которых ученик получает общее образование.

Таким образом, интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания, это, как бы, естественный двигатель поведения, он является верным выражением инстинтктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями.

В педагогике проблема интереса воспитанника в процессе его обучения и воспитания была и остаётся актуальной. Пробуждение и сохранение интереса у учащихся в учебно-воспитательном процессе способствует его гуманизации и продуктивности. Разбуженный интерес становится надёжной гарантией эффективного воспитания любви к урокам музыки, тонкого музыкального вкуса.

Любопытство к урокам музыки, как правило, проявляют большинство учащихся. Многие учителя замечают, что ученики перед каждым уроком спрашивают, какую песню намечено разучить, какое музыкальное произведение прослушать. Однако на стадии любопытства у подростков обычно не возникает стремления глубже узнать что-то о музыке вообще: здесь привлекает, прежде всего, занимательная сторона: достаточно ли песня весела, что «изображает» музыкальное произведение. Стадия любознательности характеризуется стремление учащихся самостоятельно узнать нечто о заинтересовавшем его музыкальном явлении. Интерес к музыке всегда сочетается с эмоциональным интересом к ней и характеризуется вниманием к основным закономерностям музыкального искусства: явлением стиля в музыке, музыкального многоголосия и т.д.

Важная степень развития интереса в области музыки непосредственным образом связана с развитием музыкальных чувств, потребностей и заключается в стремлении использовать имеющиеся знания и умения на практике в самостоятельных занятиях музыкой. Стадии развития познавательного интереса существуют не изолированно: они могут сосуществовать в едином акте познания и эстетического освоения музыкального произведения.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Изучение представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни
Для изучения представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни нами был проведен эксперимент, в котором принимали участие учащиеся 11 классов МОУ СОШ №31 города Ишима и МОУ СОШ с. Аромашево. Эксперимент проводился в кабинетах школьных психологов при их участии. Цель исследования: ...

Структура педагогических способностей
В соответствии общим определением способностей, педагогические способности — это индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности воспи ...

Особенности гуманитарных педагогических технологий
Понятие педагогической технологии в сознание учительства входило постепенно: от первоначального представления о педагогической технологии как об обучении с помощью технических средств до представления о педагогической технологии как о систематичном и последовательном воплощении на практике заранее ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru