Особенности жизненного пространства детей-сирот

Педагогическая информация » Индивидуальное развитие детей-сирот » Особенности жизненного пространства детей-сирот

Страница 3

Особая проблема – феномен «Мы» в условиях детского закрытого учреждения, считает В. Мухина. В таких учреждениях у детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. В нормальной семье всегда есть фамильное «Мы» – чувство, отражающее причастность именно к своей семье. Это очень важная, организующая эмоционально и нравственно сила, которая создает защищенность ребенку. В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается «Мы» закрытого учреждения. Это совершенно особое психологическое образование. Дети без родителей делят мир на «свои» и «чужие», на «мы» и «они». От «чужих» дети стремятся получить свои выгоды. У них своя особая нормативность по отношению ко всем «своим» и «чужим» воспитанникам учреждений. Младшие учатся у старших этой позиции. Внутри своей группы дети, живущие в интернате, могут жестоко обращаться как со своими сверстниками, так и с младшими по возрасту. Эта позиция, прежде всего, из-за не реализованной потребности в любви и признании и эмоционально не стабильного положения. Эти дети психологически отчуждены от людей, и это открывает им право к правонарушению. В школе, куда дети, лишенные родительского попечительства, ходят учиться, одноклассники из семей вызывают сложные чувства и выступают в их сознании как «они», что развивает между ними сложные конкурентные, негативные отношения.

Есть еще одна трудность, состоящая в том, что ребенок, живущий в учреждении интернатного типа, вынужден адаптироваться к большому числу сверстников. Этот факт создает особые социально-психологические условия, вызывающие эмоциональное напряжение, тревожность, усиленную агрессию. Детям младшего школьного возраста особенно трудно: если их переводят из дошкольного учреждения для сирот в школьное, это вызывает новое напряжение, тревогу по поводу новой жизни в новом учреждении – они должны адаптироваться к новым воспитателям, к новым сверстникам.

Особая психологическая проблема – лимитированное пространство предметного мира, отсутствие в детских домах, школах-интернатах и приютах свободного помещения, в котором ребенок мог бы расслабиться, побыть один, передохнуть от взрослых и других детей.

Отсутствие условий для внутреннего сосредоточения, для интимного доверительного общения со значимым взрослым стандартизирует определенный социальный тип личности. Нереализуемая потребность в жизненном пространстве для психологического обособления приводит к тому, что у детей из учреждений интернатного типа возникают аномальные отношения друг с другом, появляются отклонения в развитии личности (Мухина В.С.). Очень рано развивается склонность к бродяжничеству. На улице они чувствуют себя свободнее от воспитателей и учителей, но неприкаянными и чужими для прохожих. В больших городах они часто осваивают чердаки и подвалы, где ощущение полной свободы толкает их на безрассудные и непредсказуемые поступки. Младшие берут пример с более сильных и приспособленных старших детей и подражают им во всем.

В отношении со взрослыми запущенные дети чувствительны к угрозе, застенчивы, робки. Запущенный ребенок пытается компенсировать свое положение агрессивностью, склонностью к рискованным поступкам с целью привлечь внимание. Однако неудовлетворенность его основных потребностей быть личностью (для младших школьников – это потребность быть хорошим учеником) и быть принятым (быть сильным, здоровым и красивым) оказывает на него разрушающее влияние.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Апробирование педагогических условий по развитию творческой активности школьников
В нашей работе мы определили психолого-педагогические условия по формированию творческой активности учащихся, которые были реализованы в учебно-воспитательном процессе. Мы использовали различные задания и упражнения, которые опираются на различные аспекты проявления творческой активности учащихся. ...

Взаимосвязь речевого развития и развития произвольного поведения у дошкольников
Наиболее универсальной системой знаковых средств является речь. Поэтому центральной линией развития произвольного поведения у Л.С. Выготского является развитие речевого опосредования. Он пишет: «С помощью речи в сферу объектов, доступных для преобразования ребёнком, включается его собственное повед ...

Модель управления
В соответствии с принципами синергетики построена модель управления образовательным пространством. В этой модели целью управления является такое согласованное взаимодействие элементов системы, которое бы обеспечило и функционирование элементов и существование всей системы в целом, обеспечило сохран ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru