Особенности жизненного пространства детей-сирот

Педагогическая информация » Индивидуальное развитие детей-сирот » Особенности жизненного пространства детей-сирот

Страница 2

Под общественной собственностью принято понимать некие материальные ценности, вещи, предметы, которые не принадлежат никому, в особенности, никому, лично, а как бы - всем. Следует отметить, что само это понятие не только внутренне противоречиво, но даже абсурдно, «собственность» - это что-то мое «собственное», личное, только мое, принадлежащее именно мне, а не кому-то еще, - как же может она быть в тоже время общественной?

Тем не менее, этот абсурдный по сути своей феномен реально присутствует в укладе детского дома, где действительно все общее, т.е. ни у кого из детей нет ничего своего. Действительно, комнаты, где живет ребенок общие (и спальная, и комната, где делают уроки, смотрят телевизор, играют): общие столы, стулья, шкафы, книжные полки, дети не говорят: «это моя книга», а говорят: «эту книгу нам подарили» и т.п. Когда ребенок садится за обеденный стол, у него нет своего постоянного места и своего стула, нет и своей посуды: он пользуется первой попавшейся. В спальне обычно три-четыре ребенка, порой в детских домах можно встретить спальни и на пятнадцать человек и даже не у каждого есть условная кровать. Двери в спальни не имеют ни замков, ни задвижек, что директора объясняют тем, что их воспитанники эмоционально неустойчивы: ребенок может закрывать двери и что-то с собой сделать, а за это придется отвечать. Поэтому фактически все пространство внутри детского дома тоже общее: каждый воспитанник свободно (разумеется, без стука) входит в любое помещение, в том числе и спальню, и там, в отсутствие хозяев, а часто и при них, может лечь на любую кровать.

По мнению М.В. Осориной развитие образа «Я» связано с наличием у ребенка собственности и уважением окружающих (особенно тех, с кем живет под ободной крышей) к этой собственности, с одной стороны и личностным развитием ребенка - с другой. Те вещи и предметы, с которыми постоянно имеет дело ребенок, для него не столько имеют определенную потребительскую ценность, сколько являются «знаками - заместителями самого ребенка», помогает ему «утвердить свою самость, материализовать свое Я».

Другими словами, переживание своей уникальности, самости, индивидуальной ценности – необходимое для нормального личностного развития ребенка, во многом определяется тем, что у него есть своя комната, (или с вой угол, где стоит его стол, его кровать) свое место за обеденным столом (свой стул, своя посуда, свои вещи и т.п.) «Свой» здесь надо понимать не в грубо материальном смысле, а как факт человеческих отношений: если это моя кровать, то все другие люди, живущие в том же помещении, признают это и уважают мое право собственности на нее, т.е. не пользуются ею без моего разрешения. Следовательно, наличие у ребенка своих собственных вещей и своего места в пространстве дома, где он живет, а также уважение к его вещам и его месту со стороны окружающих является необходимым условием его полноценного личного развития. Воспитанник детского дома воспринимает как общие не только все вещи и места внутри детского дома, но также все события и даже любые человеческие отношения.

В.И. Слуцкий полагает, что развитие самости воспитанника детского дома блокируется феноменом общественной собственности, так как у ребенка нет ничего своего, за счет чего он мог бы утвердить свое бытие в мире. Такой ребенок, очевидно, не осознает себя отдельным существом, т.е. его личное развитие оказывается задержанным и «законсервированным» на самой ранней стадии, когда маленький человек еще не в состоянии выделить себя из окружающего мира.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Обоснование понятия коммуникативной грамотности учащихся
Коммуникативная грамотность — знание правил общения, умение соотнести их с конкретной ситуацией (коммуникативным лотусом). Она включает культуру речи, языковую и речевую грамотность, знания о педагогике и психологии общения, знания о логике и этике общения. Коммуникативность — способность, склоннос ...

Технологии проведения игры
Под технологией интерактивного обучения (ТИО) мы понимаем систему способов организации взаимодействия педагога и обучающихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания обучающимися ситуации успеха в уч ...

Практическая работа по развитию интереса младших школьников к предмету музыки
Обучение проводилось по общепринятой программе «Музыка». Работа по развитию интереса к уроку музыки невозможно проводить без предварительного исследования психологической установки учащихся. Для начала было решено понаблюдать за учащимися 4-х классов на уроке музыки, выяснить насколько урок, популя ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru