Проблемы социализации детей-сирот

Страница 1

Рассматривая особенности социализации детей-сирот, необходимо определиться в понимании самого явления социализация. «Социализация (от лат. solialis - общественный) - процесс усвоения индивидуумом образцом поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе», - говорится в энциклопедическом социологическом словаре Российской Академии наук под редакцией Осипова Г.В.

Это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни (в отличие от адаптации, которая возникает по мере необходимости приспособления к изменившимся условиям). Это понятие имеет междисциплинарный характер и широко используется в психологии, социологии, педагогике, философии. Его содержание значительно варьируется в различных концепциях.

Социализация в самом общем смысле может быть определена как процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации социальной среды, в которой он функционирует.

Под социализацией также понимается процесс и результат усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта (А.В. Мудрик, Р.С. Немов, Б.Д. Парыгин, А.А. Реан и др.). В процессе социализации происходит преобразование социального опыта в собственные установки, ценности, ориентации, усвоение социальных норм, ролей и навыков. В процессе социализации индивид проявляет свою автономность и независимость, формирует личный опыт, осуществляет самосоциализацию, то есть образование внутреннего контроля совести, механизмов самоконтроля и самокоррекции.

Таким образом, процесс социализации включает в себя не только социальное познание и освоение универсума культуры, но и осуществление навыков практической деятельности, построение системы социальных связей и ориентации, где индивид себя проявляет как личность, как субъект деятельности, как индивидуальности.

Социализация личности на индивидуальном уровне включает ряд процессов:

1. Личности людей формируются, взаимодействуя друг с другом. На характер этих взаимодействий оказывают влияние такие факторы, как возраст, интеллектуальный уровень, пол и т.д.

2. Окружающая среда также может воздействовать на личность.

3. Личность формируется на основе собственного индивидуального опыта.

4. Важным аспектом формирования личности является культура.

Социализация осуществляется через ряд условий, которые после их группировки могут быть названы факторами. Такими факторами социализации являются: целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении. Социализируется ребенок, не пассивно принимая различные воздействия (в том числе воспитательные), а постепенно переходя от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. В процессе социализации осуществляются включение индивида в социальные отношения, изменение его психики.

Таким образом, под социализацией понимают процесс приобщения к принятым в обществе и его подсистемах ценностям и нормам. В широком смысле слова социализация может длиться всю жизнь. В узком смысле - ограничивается периодом взросления личности до совершеннолетия. Выделяют отдельно такое понятие, как семейная социализация. Семейная социализация понимается двояко: с одной стороны – как подготовка к будущим семейным ролям и, с другой стороны, как влияние, оказываемое семьей на формирование социально компетентной, зрелой личности.

В исторической перспективе учеными были выделены проводники или агенты социализации и исторические изменения моделей социализации детей в связи с изменением типов семьи, а также стереотипы социализированного и недостаточно социализированного ребенка. Особый интерес вызывает попытка рассмотреть следствия прямой и опосредованной депривации (изоляции) ребенка от семьи. В связи с этим следует обратить особое внимание на тот механизм социализации, который присущ лишь семье и не наблюдается в действии всех остальных агентов социализации.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Особенности совместной взросло-детской деятельности в процессе формирования коммуникативных умений у старших дошкольников
В своих работах Д.Б. Эльконин подчеркивал, что для ребенка образ взрослого, является не просто образом другого человека, а образом себя самого, своей собственной будущности, воплощенным в лице «другого». Д.Б. Эльконин предполагал, что «с определенного момента развития ребенок - это всегда «два чело ...

Характеристика занятий по изобразительной деятельности и их значение в развитии навыков пейзажному рисованию
Содержанием сюжетно-тематического рисования является какой-либо сюжет или пейзаж. Ребенок изображает предметы, расположенные в пространстве, в их, взаимосвязях и отношениях. По содержанию замысла детский рисунок очень рано, является сюжетным, но по объективным признакам он долгое время не становитс ...

Благотворительность в Беларуси как социальный феномен
Социальная работа в Беларуси как деятельность по оказанию помощи нуждающимся своими корнями уходит в глубь веков. Уже в Х-ХП вв. на территории Беларуси, в частности в Полоцком, Турово - Пинском княжествах, широкое развитие получили княжеская и церковно-монастырская помощь, в рамках которой создавал ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru