Проблемы социализации детей-сирот

Страница 5

В условиях семейного воспитания путь становления ребенка проходит с опорой на целый ряд позитивных факторов, которые составляют преимущества семьи. Этими факторами являются:

- опыт социализации родителей, которые усваивает ребенок путем непосредственного подражания образцам их поведения и способов преодоления жизненных ситуаций; {LINKS}

- наличие широких связей и контактов семьи, которые позволяют ребенку включаться в систему дополнительных дифференцированных социально-ролевых взаимодействий. Это позволяет ему получить разные типы отношений к себе и формировать объемный "Я" - образ;

- особенности устройства семьи, которое обеспечивает ребенку опыт совместного проживания, позволяющий сформировать умение учитывать потребности другого и опыт автономного существования.

Однако это происходит в том случае, если мы рассматриваем идеальную семью. В реальности ребенок сталкивается с тем, что сами родители демонстрируют ему образцы неадекватного поведения. В связи с этим перед ребенком стоит задача самоопределения, как по поводу самой деятельности, так и по поводу ее реализации.

В условиях воспитания в образовательных учреждений интернатного типа трудности, с которыми сталкивается ребенок в процессе социализации, удваиваются. Это происходит потому, что сама организация жизнедеятельности детей в школе-интернате устроена таким образом, что у ребенка формируется преимущественно только одна ролевая позиция - позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль удерживает ребенка в инфантильной иждивенческой позиции и блокирует проявление потенциальных возможностей.

Процесс включения воспитанника образовательного учреждения интернатного типа в систему социальных отношений, даже при благоприятном стечении обстоятельств, разворачивается неравномерно и может быть чреват целым рядом сложностей, требующих совместных усилий педагогов и воспитанников.

Проведенное исследование психолого-педагогической литературы и реальной практики позволило выявить особенности социализации воспитанников образовательных учреждений интернатного типа:

психофизиологические (психическое и поведенческое проявление основных свойств нервной системы);

мотивационные (присущие воспитанникам склонности и интересы, связанные с их социально-профессиональным самоопределением);

характерологические (черты характера, проявляющиеся в системе ведущих отношений личности - деятельности, другим людям, к себе самому, предметному миру и др.);

эмоционально-волевые (типичное для воспитанников эмоциональное состояние, а также возможности волевой регуляции деятельности);

социально-психологические (коммуникативные качества личности, проявляющиеся в условиях взаимодействия с людьми).

Выявлен феномен личности ребенка, утратившего семью, выражающийся в несформированности внутреннего идеального плана, в связанности мышления, мотивации поведенческих стереотипов, коммуникативных способностей ситуацией утраты родительской опеки, что позволяет говорить об особом характере развития личности.

Выделены пути оптимизации социализации воспитанников образовательных учреждений интернатного типа:

- создание действенной системы изучения воспитанников, сложившихся взаимоотношений, развития отдельных качеств и черт, необходимых для будущей жизни;

- грамотное использование полной, объективной, независимой информации для организации работы по формированию жизненного и профессионального самоопределения воспитанников;

- внесение корректировки в жизненные и профессиональные планы воспитанников, в стиль поведения и отношений, в совершенствование морально-психологического климата в коллективе Детского учреждения;

- создание социально-позитивной ситуации успеха, защищенности, понимания, которые рождают уверенность, комфортность, уважение и доверие, веру в положительный результат и обретение соответствующего положения в жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Великая педагогика:

Закон Азербайджанской Республики «Об образовании»
Основным законодательным актом, регулирующим функционирование образовательной системы в Азербайджанской Республике, является Закон об образовании, принятый в 1992 году. Согласно Закону высшее образование в Азербайджанской Республике осуществляется на базе среднего образования в очной, заочной либо ...

Значение, цели и задачи экологического воспитания детей
Экология как наука существует десятки лет. Не удивительно, что экология стала очень популярной в последние тридцать лет, когда во многих странах люди на себе почувствовали, что ухудшение состояния окружающей среды отрицательно влияет на здоровье людей и качество жизни. Это коснулось буквально всех ...

Влияние дидактической игры на развитие внимания младших школьников
Активизировать учебный процесс, добиться устойчивого внимания можно, зная, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует внимание, умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru