В условиях семейного воспитания путь становления ребенка проходит с опорой на целый ряд позитивных факторов, которые составляют преимущества семьи. Этими факторами являются:
- опыт социализации родителей, которые усваивает ребенок путем непосредственного подражания образцам их поведения и способов преодоления жизненных ситуаций; {LINKS}
- наличие широких связей и контактов семьи, которые позволяют ребенку включаться в систему дополнительных дифференцированных социально-ролевых взаимодействий. Это позволяет ему получить разные типы отношений к себе и формировать объемный "Я" - образ;
- особенности устройства семьи, которое обеспечивает ребенку опыт совместного проживания, позволяющий сформировать умение учитывать потребности другого и опыт автономного существования.
Однако это происходит в том случае, если мы рассматриваем идеальную семью. В реальности ребенок сталкивается с тем, что сами родители демонстрируют ему образцы неадекватного поведения. В связи с этим перед ребенком стоит задача самоопределения, как по поводу самой деятельности, так и по поводу ее реализации.
В условиях воспитания в образовательных учреждений интернатного типа трудности, с которыми сталкивается ребенок в процессе социализации, удваиваются. Это происходит потому, что сама организация жизнедеятельности детей в школе-интернате устроена таким образом, что у ребенка формируется преимущественно только одна ролевая позиция - позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль удерживает ребенка в инфантильной иждивенческой позиции и блокирует проявление потенциальных возможностей.
Процесс включения воспитанника образовательного учреждения интернатного типа в систему социальных отношений, даже при благоприятном стечении обстоятельств, разворачивается неравномерно и может быть чреват целым рядом сложностей, требующих совместных усилий педагогов и воспитанников.
Проведенное исследование психолого-педагогической литературы и реальной практики позволило выявить особенности социализации воспитанников образовательных учреждений интернатного типа:
психофизиологические (психическое и поведенческое проявление основных свойств нервной системы);
мотивационные (присущие воспитанникам склонности и интересы, связанные с их социально-профессиональным самоопределением);
характерологические (черты характера, проявляющиеся в системе ведущих отношений личности - деятельности, другим людям, к себе самому, предметному миру и др.);
эмоционально-волевые (типичное для воспитанников эмоциональное состояние, а также возможности волевой регуляции деятельности);
социально-психологические (коммуникативные качества личности, проявляющиеся в условиях взаимодействия с людьми).
Выявлен феномен личности ребенка, утратившего семью, выражающийся в несформированности внутреннего идеального плана, в связанности мышления, мотивации поведенческих стереотипов, коммуникативных способностей ситуацией утраты родительской опеки, что позволяет говорить об особом характере развития личности.
Выделены пути оптимизации социализации воспитанников образовательных учреждений интернатного типа:
- создание действенной системы изучения воспитанников, сложившихся взаимоотношений, развития отдельных качеств и черт, необходимых для будущей жизни;
- грамотное использование полной, объективной, независимой информации для организации работы по формированию жизненного и профессионального самоопределения воспитанников;
- внесение корректировки в жизненные и профессиональные планы воспитанников, в стиль поведения и отношений, в совершенствование морально-психологического климата в коллективе Детского учреждения;
- создание социально-позитивной ситуации успеха, защищенности, понимания, которые рождают уверенность, комфортность, уважение и доверие, веру в положительный результат и обретение соответствующего положения в жизни.
Великая педагогика:
Среднее образование
После получения начального образования учащиеся проходят национальное тестирование и в зависимости от его результатов продолжают обучение в средней школе по одному из трех направлений: - подготовительное среднее образование (MAVO) – 4 года; - общее среднее или предуниверситетское образование (HAVO) ...
Методика проведения внеклассных мероприятий по формированию здорового
образа жизни у учащихся 5–6 классов
Ученикам 5–6 классов в силу их психофизиологических особенностей очень непросто произвольно внимать и запоминать то, что им рассказывают взрослые, в связи с монотонностью и длительностью проводимых мероприятий. Как же рассказать ребенку в наиболее доступной и интересной для него форме о вреде курен ...
Учебник во времена Петра I
К началу XVIII века в политическом, экономическом и культурном развитии России произошли значительные сдвиги. Но все же наша страна отставала от западноевропейских государств, уже вступивших на путь капиталистического развития, в ней господствовало феодальное землевладение и очень слабо развивалось ...