Проблемы социализации детей-сирот

Страница 3

относительно социально контролируемая социализация (воспитание как планомерное создание обществом и государством различных условий для развития человека);

более или менее сознательное самоизменение человека (имеет просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор). {LINKS}

Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Человек может быть как объектом, так и субъектом социализации. Субъектом человек становится, когда для решения стоящих перед ним задач он ставит перед собой соответствующие цели, то есть проявляет свою субъектность.

Однако человек может стать и жертвой социализации, так как последняя заключает в себе внутреннее противоречие. Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека в обществе, с одной стороны, а с другой - способность в определенной мере противостоять обществу и тем его тенденциям, которые мешают саморазвитию, самореализации и самоутверждению. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс между идентификацией с обществом и обособлением в нем. Социализация конкретных людей в любом обществе протекает в различных условиях, для которых характерны наличие тех или иных многочисленных опасностей, оказывающих негативное влияние на развитие человека. Наиболее очевидными жертвами неблагоприятных условий социализации являются инвалиды, люди с психосоматическими дефектами и отклонениями, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Процесс социализации имеет свои факторы (обстоятельства жизни, оказывающие то или иное влияние): мегафакторы (космос, планета, мир); макрофэкторы (страна, этнос, общество, государство); мезофакторы (место и тип поселения, средства массовой коммуникации, принадлежность к тем или иным субкультурам); микрофакторы (семья и домашний очаг, соседство и микросоциум, группы сверстников, воспитательные организации, а также другие общественные, государственные, частные и религиозные организации) (Мудрик А.В.). Микрофакторы социализации влияют на развитие человека через так называемых агентов социализации, то есть лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На каждом возрастном этапе состав агентов специфичен. Социализация осуществляется широким набором средств, специфических для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого.

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда механизмов. В.С. Мухина рассматривает в качестве таких механизмов идентификацию и обособление личности, А.В. Петровский - закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности, а А.В. Мудрик выделяет следующие механизмы социализации:

традиционный (стихийный) - усвоение человеком норм, ценностей, взглядов, эталонов поведения, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения путем подражания, запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов;

институциональный - действует в процессе взаимодействия человека с различными институтами общества;

стилизованный - действует в рамках субкультуры (субкультура - тот комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, которые типичны для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы);

межличностный - функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д.;

рефлексивный - проявляется в виде внутреннего диалога, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам и т.д.

Результатом социализации является социализированность, которая в наиболее общем виде понимается как сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом (А.С. Волович). Однако в исследованиях социализации указывается на изменчивость общества и в связи с этим подчеркивается, что социализированность имеет мобильный характер. Иначе говоря, социальные изменения могут превратить прежде сформированную социализированность в неудачную и при этом возможность вновь достичь успеха зависит от способности личности адаптироваться к новым условиям. В связи с этим особое значение получило понятие «ресоинализация» - изменение ставших неадекватными ценностей, норм и отношений человека в соответствии с новыми социальными условиями.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Содержание планов-конспектов тематического рисования
Рисование по памяти: Цели урока: Образовательные: Знакомство с анималистическим жанром в искусстве. Развивающие: Совершенствование умения рисовать животных, углубление знаний об анатомическом строении, устном народном творчестве (сказки, загадки), воспитание чувства дружбы, коллективизма, умение ра ...

Педагогические рекомендации для работников ДОУ по использованию художественной литературы для развития количественных представлений 5-го года жизни
Иногда дошкольники, хорошо понимая условность художественного произведения, как бы «отстраняются» от него, от его персонажей, от их бед и страданий. Такой уход, с одной стороны, способствует сохранению жизнерадостного, безмятежного, ничем не омраченного эмоционального состояния; с другой - дети, не ...

Особенности жизненного пространства детей-сирот
Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы специальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. Во всех типах учреждений, где воспитываются дети, лишенные родительского попечительства, ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru