Проблемы социализации детей-сирот

Страница 4

Как отмечает А.В. Мудрик, ряд исследователей разрабатывает идею, суть которой в том, что залогом успешной социализации можно считать формирование у человека поведенческих моделей, включающих основные элементы институциональных требований и предписаний. Выделены также характеристики личности, обеспечивающие успешную социализацию: способность к изменению своих ценностных ориентации; умение находить баланс между своими ценностями и требованиями роли при избирательном отношении к социальным ролям; ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей. {LINKS}

Трудности социализации детей-сирот связаны с обеднением основных источников социализации:

а) у детей-сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей путем подражания образцам поведения, либо этот опыт носит асоциальный характер;

б) жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в детском доме, делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально-ролевых отношений;

в) ранний детский опыт ребенка - сироты несет на себе отпечаток материнской депривации, формирует один из серьезнейших феноменов сиротства – утрату базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни.

г) затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего поведения на внутренний самоконтроль.

Это связано со спецификой организации жизни ребенка в детском доме, где функция контроля полностью удерживается воспитателями. Главными идеями организации воспитательной деятельности с детьми-сиротами является опора на потенциал каждого ребенка, создание условий для его самореализации, раскрытия всех его возможностей. Организация жизнедеятельности детей - сирот должна строиться по принципу «сделай себя сам».

Особые условия, которые присущи социальным отношениям детей-сирот, отсутствие адекватных педагогических средств часто приводит к неадекватности выбора ими деятельности; несоответствия их самооценки реальным возможностям; ограниченному кругу общения. В результате у этих детей формируются такие качества, как приспособленичество, неприятие других людей, равнодушие к жизни.

Уровень развития социального поведения сироты – это фактор, определяющий успешность его адаптации в социальной среде и позволяющий успешно реализовать внутренние потенции личности или не позволяющий сделать это. Причем особенно важна психологическая диагностика этого уровня именно в подростковом и юношеском возрасте, поскольку в этом периоде жизни закладывается основа успешной социализации в дальнейшем. При этом под социальным поведением понимается организованная реальная активность индивида в качество социального субъекта в системе отношений с другими социальными субъектами. Именно в юношеском возрасте происходит развитие всех систем, обеспечивающих социальную адаптацию человека на взрослом уровне, увеличивается когнитивная сложность восприятия межличностных взаимодействий, более точно учитывается социальный контекст коммуникации и ролевая диспозиция.

Воспитанник детского дома – саморазвивающаяся личность. Формирование образа "Я" происходит лишь на основе накопления минимума опыта, который и дает толчок самодвижению, саморазвитию. Развивающаяся личность нуждается в помощи педагогов, воспитателей для осуществления своих самовоспитательных замыслов, обеспечивающих ее социальное и профессиональное самоопределение. Социальное самоопределение воспитанников – это их ролевое, профессиональное самоутверждение. Это не подчинение обстоятельствам, а жизненная устойчивость, стремление достичь цели, реализовать свою индивидуальность, настойчивость в осуществлении намеченных перспектив, что обязательно требует определенной гибкости личности.

Социализация – это не столько борьба с обстоятельствами, сколько преодоление себя, способ самоутверждения, путь к свободе даже в самых сложных обстоятельствах. Она продолжается практически всю жизнь. Сложность социального самоопределения состоит в том, что в разных сферах бытия человека оно происходит и не одновременно, и не с одинаковой интенсивностью. Это в первую очередь касается профессионального самоопределения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Формирование навыков межличностного взаимодействия у детей младшего и среднего дошкольного возраста
Работа воспитателя многогранна. В процессе обучения детей воспитатель использует различные формы, виды и содержания работы, и вся его деятельность (здесь имеется в виду именно роль и место воспитателя в системе взаимодействия всех участников образовательного процесса в целом) направлена на всесторо ...

Педагогика «третьего возраста»
Педагогика «третьего возраста» разрабатывает систему образования, развитие людей пенсионного возраста и находится в стадии становления. Так, например, с повсеместным развитием компьютерных технологий и мобильной связи необходимо обучать пенсионеров работе с новыми приборами, компьютерами и мобильны ...

Проблемы управления образовательной системой в контексте трансформации образования в России
Несмотря на существующее множество национальных систем образования, в области управления образованием в зависимости от того, как распределены полномочия в принятии решения, исторически сформировались две модели: централизованная и децентрализованная. Централизованная модель управления системой обра ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru