Проблемы социализации детей-сирот

Страница 4

Как отмечает А.В. Мудрик, ряд исследователей разрабатывает идею, суть которой в том, что залогом успешной социализации можно считать формирование у человека поведенческих моделей, включающих основные элементы институциональных требований и предписаний. Выделены также характеристики личности, обеспечивающие успешную социализацию: способность к изменению своих ценностных ориентации; умение находить баланс между своими ценностями и требованиями роли при избирательном отношении к социальным ролям; ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей. {LINKS}

Трудности социализации детей-сирот связаны с обеднением основных источников социализации:

а) у детей-сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей путем подражания образцам поведения, либо этот опыт носит асоциальный характер;

б) жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в детском доме, делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально-ролевых отношений;

в) ранний детский опыт ребенка - сироты несет на себе отпечаток материнской депривации, формирует один из серьезнейших феноменов сиротства – утрату базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни.

г) затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего поведения на внутренний самоконтроль.

Это связано со спецификой организации жизни ребенка в детском доме, где функция контроля полностью удерживается воспитателями. Главными идеями организации воспитательной деятельности с детьми-сиротами является опора на потенциал каждого ребенка, создание условий для его самореализации, раскрытия всех его возможностей. Организация жизнедеятельности детей - сирот должна строиться по принципу «сделай себя сам».

Особые условия, которые присущи социальным отношениям детей-сирот, отсутствие адекватных педагогических средств часто приводит к неадекватности выбора ими деятельности; несоответствия их самооценки реальным возможностям; ограниченному кругу общения. В результате у этих детей формируются такие качества, как приспособленичество, неприятие других людей, равнодушие к жизни.

Уровень развития социального поведения сироты – это фактор, определяющий успешность его адаптации в социальной среде и позволяющий успешно реализовать внутренние потенции личности или не позволяющий сделать это. Причем особенно важна психологическая диагностика этого уровня именно в подростковом и юношеском возрасте, поскольку в этом периоде жизни закладывается основа успешной социализации в дальнейшем. При этом под социальным поведением понимается организованная реальная активность индивида в качество социального субъекта в системе отношений с другими социальными субъектами. Именно в юношеском возрасте происходит развитие всех систем, обеспечивающих социальную адаптацию человека на взрослом уровне, увеличивается когнитивная сложность восприятия межличностных взаимодействий, более точно учитывается социальный контекст коммуникации и ролевая диспозиция.

Воспитанник детского дома – саморазвивающаяся личность. Формирование образа "Я" происходит лишь на основе накопления минимума опыта, который и дает толчок самодвижению, саморазвитию. Развивающаяся личность нуждается в помощи педагогов, воспитателей для осуществления своих самовоспитательных замыслов, обеспечивающих ее социальное и профессиональное самоопределение. Социальное самоопределение воспитанников – это их ролевое, профессиональное самоутверждение. Это не подчинение обстоятельствам, а жизненная устойчивость, стремление достичь цели, реализовать свою индивидуальность, настойчивость в осуществлении намеченных перспектив, что обязательно требует определенной гибкости личности.

Социализация – это не столько борьба с обстоятельствами, сколько преодоление себя, способ самоутверждения, путь к свободе даже в самых сложных обстоятельствах. Она продолжается практически всю жизнь. Сложность социального самоопределения состоит в том, что в разных сферах бытия человека оно происходит и не одновременно, и не с одинаковой интенсивностью. Это в первую очередь касается профессионального самоопределения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Понятие грамматики и её компонентов
Прежде всего, чтобы быть компетентным в данной теме, необходимо рассмотреть ряд понятий. Одним из основных является понятие грамматики. Согласно статье Ж.Л. Витлина "Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков", ни один из аспектов обучения языкам не был на протяжении мног ...

Каким должен быть современный учебник
Современному учебнику как основному средству обучения учебнику должны быть присущи следующие функции: -информационная, -систематизирующая, -обучающая и контролирующая. Кроме того, ряд авторов выделяют воспитательную и развивающую функции учебника. Традиционно в отечественной дидактике принято счита ...

Организация и содержание экспериментального обучения
После обследования нам необходимо провести формирующий этап, где главной задачей второй этапа восстановительного обучения является закрепление образа рукописной и печатной буквы, но уже не отдельно, а внутри слова, где все буквы находятся в сочетании друг с другом и поэтому требуют наиболее тонкого ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru