Проблемы социализации детей-сирот

Страница 2

Говоря более схематично, социализация понимается как:

1) процесс «вхождения индивида в социальную среду»;

2) процесс «усвоения индивидуальных социальных влияний»;

3) приобщение его к системе социальных связей.

То есть это совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющей ему функционировать в качестве члена общества. При этом социализация проходит в трех направлениях:

Деятельность - ориентировка в системе связей; выявление особо значимых видов деятельности; освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значения.

Общение - умножение контактов с другими людьми.

Самосознание - целостность Я, личностная идентичность.

Многие авторы склонны полагать, что социализация продолжается всю жизнь, а не только в определенный возрастной период: Социализация - это продолжающийся всю жизнь процесс адаптации к новым условиям, и жизнь в измененном обществе.

Социализация предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы.

В качестве источников социализации выступают:

1) передача культуры через семейный и другие социальные институты, и прежде всего через систему образования, обучения и воспитания;

2) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности;

3) первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения;

4) процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль (Психологический словарь).

С помощью социализации общество воспроизводит социальную систему, сохраняет свои социальные структуры, формирует социальные эталоны, стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность вынуждена усваивать социальный опыт путем вхождения в социальную среду, в систему существующих социальных связей. Социализация осуществляет социальную типизацию личности, адаптирует и интегрирует человека в обществе, однако в силу своей природной автономности личность сохраняет и развивает тенденцию к независимости, свободе, формированию собственной позиции, развитию индивидуальности. Следствием действия этой тенденции является преобразование, как самой личности, так и общества.

Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

В процессе социализации личность как бы "примеривает" на себя и выполняет различные роли, которые дают возможность ей проявить, раскрыть себя, то есть определенным образом репрезентировать социуму. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех реальных взаимодействиях и о тех статусно-ролевых отношениях, в которые личность была включена.

Л.С. Выготский еще в 30-е годы говорил о социализации как о преобразовании интерпсихического в интрапсихическое в ходе совместной деятельности и общения, как об интериоризации или присвоении индивидом общественного опыта, культурных знаков. Через других мы становимся самими собой.

А.В. Мудрик определяет социализацию как развитие и самореализацию человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Он выделяет четыре основных составляющих процесса социализации:

- стихийная социализация (взаимодействие и влияние на человека объективных обстоятельств жизни общества);

относительно направляемая социализация (определенные экономические, законодательные и другие меры государства, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных групп населения);

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Категории физического воспитания
К числу наиболее «предметных» категорий физического воспитания следует отнести понятия, характеризующие те или иные стороны двигательной деятельности: понятия двигательных, физических (кондиционных) и координационных качеств и способностей. Опуская по вышеуказанной причине систему обоснования и док ...

Скоростно-силовые способности спортсменов - волейболистов и методика их развития на начальном этапе обучения
Современные требования для достижения максимальных результатов в волейболе выдвигают определенные изменения в подготовке волейболистов. Любые движения человека - это результат согласованной деятельности Ц.Н.С. и перефирического аппарата, в частности нервно-мышечной системы. Без проявления мышечной ...

Специфика иноязычного общения как вида речевой деятельности
Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, направляемый педагогом. Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru