Социальная работа как профессиональная деятельность

Педагогическая информация » Введение в социальную работу » Социальная работа как профессиональная деятельность

Страница 1

Профессия – род деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате углубленной общей и специальной подготовки и опыта работы. По Ожегову, профессия – основной род занятий, трудовой деятельности. Профессиональная деятельность – выполнение трудовой деятельности на основе имеющихся специальных знаний и практических навыков.

Е.А. Климов выделяет следующие значения понятия «профессия»:

1.Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни.

2.Профессия как область приложения сил связана с выделением (уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности.

3.Профессия как деятельность и область проявления личности.

4.Профессия как исторически развивающаяся система.

5.Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда.

Основными характеристиками профессиональной деятельности выступают:

а) ограниченный вид трудовой деятельности (вследствие исторического разделения труда);

б) общественно полезная деятельность;

в) деятельность, предполагающая специальную подготовку (совокупность знаний, умений и навыков как результат обучения в различных учебных заведениях: вузах, техникумах, ПТУ и т.д.);

д) деятельность, предполагающая систематичность, постоянство определенного круга занятий, работы.

к) деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение, моральное и материальное, дающая возможность человеку не только удовлетворить свои насущные потребности, но и являющаяся условием его всестороннего развития;

л) деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус;

Главной психологической характеристикой профессии является признание этой деятельности за профессию личным самосознанием данного лица, т.е. отношение к данной работе как к своей профессии конкретным работником ( С.М. Богословский)

С понятием «профессиональная деятельность» тесно связаны такие родовые понятия как труд, виды труда, содержание труда, специализации и др.

Труд это деятельность человека, в процессе которой он с помощью орудий труда воздействует на природу (включая и человека, общество как часть природы) с целью создания предметов, условий, услуг для удовлетворения разнообразных потребностей.

Специальность конкретизируется в профессии. Соответственно профессия – это группа родственных специальностей (например, профессия – врач, специальность – врач-терапевт).

Квалификация – это уровень профессионального мастерства. Традиционно выделяют формальную квалификацию, выраженную в официально зафиксированных разрядах, классах, званиях, категориях, дипломе и реальную, т.е. тот уровень мастерства, который данный человек может действительно проявить. Квалификация, являясь качественным показателем овладения работником той или иной специальностью, обеспечивает «вертикальное» направление профессиональной мобильности.

Логика развития профессий, а следовательно той или иной профессиональной деятельности такова: сначала возникает потребность людей в той или иной профессии, затем происходит накопление практического опыта (в социальной работе –это благотворительность, общественное и частное призрение), его осмысление и затем формируется теоретическая база профессиональной деятельности.

Как самостоятельный вид профессиональной деятельности социальная работа в Беларуси начинает развиваться с 1991 года, когда постановлением Госкомтруда СССР в апреле 1991 года в квалификационный справочник должностей включена должность «специалист по социальной работе», эквивалентная принятой в международной практике должности социального работника с высшим образованием. До того профессиональные функции этого специалиста выполняли в той или иной степени работники образования, здравоохранения, правоохранительных органов, социального обеспечения. Однако их функционал слабо был ориентирован на основную цель социальной работы – оказание социальной помощи и поддержки человеку в кризисной жизненной ситуации. Проблема научного определения профессиональной социальной работы с самого начала ее институализации находилась в центре внимания социологов, политиков, философов, а также самих профессионалов, оказывающих социальные услуги. Обобщая взгляды специалистов различных стран мира можно дать следующее определение профессиональное социальной работы. Социальная работа есть профессиональная деятельность, направленная на гармонизацию личностных и общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам людей и общностям, испытывающим затруднения в социальном функционировании, посредством защиты, поддержки, коррекции и реабилитации, а также путем изменения или реформирования отдельных элементов социальной системы.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Способы формирования знаний у обучающихся о здоровом образе жизни
Режим дня необходимо соблюдать всем людям. Соблюдение режима дня помогает правильно распределить время. Детский педиатр Д.Т. Сургунов подчеркивал: «Режим – это правильное чередование периодов работы и отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в течение дня, недели, месяца, го ...

Особенности решения текстовых задач
С термином «задача» люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни как на бытовом, так и на профессиональном уровне. Каждому из нас приходится решать те или иные проблемы, которые зачастую мы называем задачами. Это могут быть общегосударственные задачи (освоение космоса, воспитание подрастающего ...

Констатирующий эксперимент. Выявление уровня связной речи у детей 6 лет с ОНР III уровня
Таким образом , целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в системе логопедической работы с детьми ОНР III уровня. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей дошкольного возраста. Отмечаемое у них системное речевое недоразвитие, как правило ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru