Социальная работа как профессиональная деятельность

Педагогическая информация » Введение в социальную работу » Социальная работа как профессиональная деятельность

Страница 1

Профессия – род деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате углубленной общей и специальной подготовки и опыта работы. По Ожегову, профессия – основной род занятий, трудовой деятельности. Профессиональная деятельность – выполнение трудовой деятельности на основе имеющихся специальных знаний и практических навыков.

Е.А. Климов выделяет следующие значения понятия «профессия»:

1.Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни.

2.Профессия как область приложения сил связана с выделением (уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности.

3.Профессия как деятельность и область проявления личности.

4.Профессия как исторически развивающаяся система.

5.Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда.

Основными характеристиками профессиональной деятельности выступают:

а) ограниченный вид трудовой деятельности (вследствие исторического разделения труда);

б) общественно полезная деятельность;

в) деятельность, предполагающая специальную подготовку (совокупность знаний, умений и навыков как результат обучения в различных учебных заведениях: вузах, техникумах, ПТУ и т.д.);

д) деятельность, предполагающая систематичность, постоянство определенного круга занятий, работы.

к) деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение, моральное и материальное, дающая возможность человеку не только удовлетворить свои насущные потребности, но и являющаяся условием его всестороннего развития;

л) деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус;

Главной психологической характеристикой профессии является признание этой деятельности за профессию личным самосознанием данного лица, т.е. отношение к данной работе как к своей профессии конкретным работником ( С.М. Богословский)

С понятием «профессиональная деятельность» тесно связаны такие родовые понятия как труд, виды труда, содержание труда, специализации и др.

Труд это деятельность человека, в процессе которой он с помощью орудий труда воздействует на природу (включая и человека, общество как часть природы) с целью создания предметов, условий, услуг для удовлетворения разнообразных потребностей.

Специальность конкретизируется в профессии. Соответственно профессия – это группа родственных специальностей (например, профессия – врач, специальность – врач-терапевт).

Квалификация – это уровень профессионального мастерства. Традиционно выделяют формальную квалификацию, выраженную в официально зафиксированных разрядах, классах, званиях, категориях, дипломе и реальную, т.е. тот уровень мастерства, который данный человек может действительно проявить. Квалификация, являясь качественным показателем овладения работником той или иной специальностью, обеспечивает «вертикальное» направление профессиональной мобильности.

Логика развития профессий, а следовательно той или иной профессиональной деятельности такова: сначала возникает потребность людей в той или иной профессии, затем происходит накопление практического опыта (в социальной работе –это благотворительность, общественное и частное призрение), его осмысление и затем формируется теоретическая база профессиональной деятельности.

Как самостоятельный вид профессиональной деятельности социальная работа в Беларуси начинает развиваться с 1991 года, когда постановлением Госкомтруда СССР в апреле 1991 года в квалификационный справочник должностей включена должность «специалист по социальной работе», эквивалентная принятой в международной практике должности социального работника с высшим образованием. До того профессиональные функции этого специалиста выполняли в той или иной степени работники образования, здравоохранения, правоохранительных органов, социального обеспечения. Однако их функционал слабо был ориентирован на основную цель социальной работы – оказание социальной помощи и поддержки человеку в кризисной жизненной ситуации. Проблема научного определения профессиональной социальной работы с самого начала ее институализации находилась в центре внимания социологов, политиков, философов, а также самих профессионалов, оказывающих социальные услуги. Обобщая взгляды специалистов различных стран мира можно дать следующее определение профессиональное социальной работы. Социальная работа есть профессиональная деятельность, направленная на гармонизацию личностных и общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам людей и общностям, испытывающим затруднения в социальном функционировании, посредством защиты, поддержки, коррекции и реабилитации, а также путем изменения или реформирования отдельных элементов социальной системы.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Игра как ведущий вид деятельности дошкольника
Игра занимает центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в пр ...

Реформа начального и среднего образования 1864 года
В 1864 году была проведена реформа системы начального и среднего образования: 19 июля 1864 года вышло «Положение о начальных народных училищах», цель которых усматривалась в утверждении в народе религиозных и нравственных понятий и распространении первоначальных полезных знаний. Срок обучения в учи ...

Методика решения уравнений и неравенств
Уравнения и неравенства ‑ традиционная тема школьного курса математики, занимающая большое место, начиная с младших классов, где простейшие уравнения и неравенства до введения теории на основе свойств арифметических действий, и кончая старшими классами, где решаются трансцендентные уравнения. ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru