Социальная работа как профессиональная деятельность

Педагогическая информация » Введение в социальную работу » Социальная работа как профессиональная деятельность

Страница 2

На становление, развитие профессиональной социальной работы, оказали влияние социальные, политические, экономические и культурные факторы, которые сопровождали общественное развитие в ХХ веке (Козлов А.А., Иванова Т.Б., Фирсов М.В. и др.). Среди основные необходимо отметить следующие:

1.Социально-культурные факторы, в частности, стремление благотворительных обществ организовать систематическую помощь нуждающимся людям на постоянной основе, улучшить деятельность благотворительных учреждений, координировать работу различных социальных служб, чтобы повысить их эффективность.

2.Структурные изменения в социальной организации западного общества, состоящее в реорганизации социальной сферы, в том числе медицинских, образовательных, исправительных учреждений, расширение деятельности профессиональных союзов в организации социальных служб, усиление внимания местных органов власти к организации социальных служб по месту жительства, особенно по оказанию помощи семье и детям и др.

3.Социально-экономические факторы, прежде всего попытка сохранить традиции патернализма Х1Х века, направленные на смягчение социальных последствий неконтролируемой рыночной стихии, движение женщин – представительниц среднего класса за создание общественной системы помощи семье и молодежи.

4.Социально – политические факторы, т.е. влияние социалистических идей на социальную политику ряда европейский государств, рост самосознания многих стран мира, движение за социальные и политические права человека, появление и развитие концепции государства всеобщего благосостояния, эволюция концепции от либеральной до неоконсервативной модели.

5.Новые социальные проблемы, которые вызвали необходимость пересмотреть прежние взгляды на социальный контроль. Среди них вспышка наркомании, участившее жестокое обращение с детьми, проблема отчуждения не только маргинальных, но и достаточно обеспеченных слоев населения и др.

6.Идеологические факторы, перемены в системе ценностных ориентаций, перемены взглядов на социальное обслуживание в соответствии с потребностями человека, движение за справедливое распределение общественных ресурсов, альтруизм, солидарность, усиление идеологии и морали христианства, деятельность религиозных организаций по организации социальных служб для оказания целенаправленной помощи матерям-одиночкам, детям- сиротам и др. категориям населения.

7.Совершенствование социального законодательства: принятие в ряде стран законодательных актов в области прав человека, законов, направленных на защиту прав детей, в соответствии с которыми были созданы специальные социальные службы защиты детства; принятие законов о гарантированном социальном обслуживании, законов в отношении психически нездоровых детей (Декларация о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии (1971), Декларация о правах инвалидов (1975), законодательные документы, принятые ООН).

8.Развитие социального образования и социальных наук, прежде всего, включение в программы университетов подготовки специалистов по социальной работе.

9.Широкое развитие других видов гуманитарной деятельности, связанных с оказанием помощи людям (медицина, право, психология, профессиональная социология и др.), и их влияние на методику, теорию, технологии социальной работы.

Что касается Беларуси, то возникновение, становление и развитие профессии «социальная работа» обуславливается все теми же социально-экономическими, политическими, социокультурными факторами, только с учетом культурно-исторических особенностей и традиций нашего народа. Осуществление радикальных реформ в экономике, политической жизни, социальной и культурной практике, изменения произошедшие практически во всех сферах жизнедеятельности человека и нашего общества отразились на материально-экономическом, эмоциональном, нравственном состоянии большей части граждан. Накопилось множество проблем, которые активизировали развитие новых видов профессиональной деятельности, в том числе и социальную работу: дегуманизация социальных отношений, проявления агрессивности, жестокости, насилия; проблема занятости населения (уровень безработицы в Беларуси в 2003 г. составлял 3,2% активного населения, а в Витебской области – 4%); проблема здоровья нации, в частности, здоровья подрастающего поколения; кризис института семьи и др.

Социальную работу относят к «помогающим профессиям», которая интегрирует в себе определенные элементы смежных профессий. Вместе с тем профессиональная социальная работа обладает чертами, отличающими ее от других схожих по характеру профессий социальной направленности (врача, педагога, психолога и др.). Одна из основных отличительных черт – сам характер процесса социального действия и интеракций между специалистом и клиентом. В отличие от ролевых субъект-объектных отношений, присущих другим помогающим профессиям, в социальной работе доминируют субъект-субъектные отношения, при которых клиент сохраняет за собой право или преимущество при принятии решений. Тогда становится очевидным, что назначение социальной работы как профессии - помогать восстанавливать взаимовыгодное взаимодействие между личностью и обществом для улучшения качества жизни каждого; оказание профессиональной, компетентной помощи нуждающимся в разрешении трудной жизненной ситуации.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Методика изучения курса «Страноведение». Материки, океаны и страны
В соответствии со Стандартом основного общего образования, в котором определён обязательный минимум географического содержания, и согласно новой концепции среднего географического образования курс 7 класса открывает страноведческий блок школьной географии. В Стандарте основного образования этот сод ...

Диагностика и обучение одаренных детей
Итак, по каким же признакам отличить обычного ребенка от гения? Выделяют три особенности одаренного ребенка: Опережающее познавательное развитие. Психо-социальная чувствительность. Одаренные дети, впрочем как и взрослые, обладают повышенным чувством справедливости, чувствительностью, зависимостью о ...

Подвижные игры на улице
Игры и упражнения, которые оказывают содействие усвоению техники прыжков и развитию скоростно-силовых качеств «Получить мячик». Инвентарь – мячик, шнурок. Основная цель – усвоение ритма выполнения последних трех шагов и отталкивания. Организация – подвесить на шнурке мячик на доступной ученикам выс ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru