Социальная работа как профессиональная деятельность

Педагогическая информация » Введение в социальную работу » Социальная работа как профессиональная деятельность

Страница 2

На становление, развитие профессиональной социальной работы, оказали влияние социальные, политические, экономические и культурные факторы, которые сопровождали общественное развитие в ХХ веке (Козлов А.А., Иванова Т.Б., Фирсов М.В. и др.). Среди основные необходимо отметить следующие: {LINKS}

1.Социально-культурные факторы, в частности, стремление благотворительных обществ организовать систематическую помощь нуждающимся людям на постоянной основе, улучшить деятельность благотворительных учреждений, координировать работу различных социальных служб, чтобы повысить их эффективность.

2.Структурные изменения в социальной организации западного общества, состоящее в реорганизации социальной сферы, в том числе медицинских, образовательных, исправительных учреждений, расширение деятельности профессиональных союзов в организации социальных служб, усиление внимания местных органов власти к организации социальных служб по месту жительства, особенно по оказанию помощи семье и детям и др.

3.Социально-экономические факторы, прежде всего попытка сохранить традиции патернализма Х1Х века, направленные на смягчение социальных последствий неконтролируемой рыночной стихии, движение женщин – представительниц среднего класса за создание общественной системы помощи семье и молодежи.

4.Социально – политические факторы, т.е. влияние социалистических идей на социальную политику ряда европейский государств, рост самосознания многих стран мира, движение за социальные и политические права человека, появление и развитие концепции государства всеобщего благосостояния, эволюция концепции от либеральной до неоконсервативной модели.

5.Новые социальные проблемы, которые вызвали необходимость пересмотреть прежние взгляды на социальный контроль. Среди них вспышка наркомании, участившее жестокое обращение с детьми, проблема отчуждения не только маргинальных, но и достаточно обеспеченных слоев населения и др.

6.Идеологические факторы, перемены в системе ценностных ориентаций, перемены взглядов на социальное обслуживание в соответствии с потребностями человека, движение за справедливое распределение общественных ресурсов, альтруизм, солидарность, усиление идеологии и морали христианства, деятельность религиозных организаций по организации социальных служб для оказания целенаправленной помощи матерям-одиночкам, детям- сиротам и др. категориям населения.

7.Совершенствование социального законодательства: принятие в ряде стран законодательных актов в области прав человека, законов, направленных на защиту прав детей, в соответствии с которыми были созданы специальные социальные службы защиты детства; принятие законов о гарантированном социальном обслуживании, законов в отношении психически нездоровых детей (Декларация о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии (1971), Декларация о правах инвалидов (1975), законодательные документы, принятые ООН).

8.Развитие социального образования и социальных наук, прежде всего, включение в программы университетов подготовки специалистов по социальной работе.

9.Широкое развитие других видов гуманитарной деятельности, связанных с оказанием помощи людям (медицина, право, психология, профессиональная социология и др.), и их влияние на методику, теорию, технологии социальной работы.

Что касается Беларуси, то возникновение, становление и развитие профессии «социальная работа» обуславливается все теми же социально-экономическими, политическими, социокультурными факторами, только с учетом культурно-исторических особенностей и традиций нашего народа. Осуществление радикальных реформ в экономике, политической жизни, социальной и культурной практике, изменения произошедшие практически во всех сферах жизнедеятельности человека и нашего общества отразились на материально-экономическом, эмоциональном, нравственном состоянии большей части граждан. Накопилось множество проблем, которые активизировали развитие новых видов профессиональной деятельности, в том числе и социальную работу: дегуманизация социальных отношений, проявления агрессивности, жестокости, насилия; проблема занятости населения (уровень безработицы в Беларуси в 2003 г. составлял 3,2% активного населения, а в Витебской области – 4%); проблема здоровья нации, в частности, здоровья подрастающего поколения; кризис института семьи и др.

Социальную работу относят к «помогающим профессиям», которая интегрирует в себе определенные элементы смежных профессий. Вместе с тем профессиональная социальная работа обладает чертами, отличающими ее от других схожих по характеру профессий социальной направленности (врача, педагога, психолога и др.). Одна из основных отличительных черт – сам характер процесса социального действия и интеракций между специалистом и клиентом. В отличие от ролевых субъект-объектных отношений, присущих другим помогающим профессиям, в социальной работе доминируют субъект-субъектные отношения, при которых клиент сохраняет за собой право или преимущество при принятии решений. Тогда становится очевидным, что назначение социальной работы как профессии - помогать восстанавливать взаимовыгодное взаимодействие между личностью и обществом для улучшения качества жизни каждого; оказание профессиональной, компетентной помощи нуждающимся в разрешении трудной жизненной ситуации.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Формирование здорового образа жизни на уроках ОБЖ в 5–6 классах
Именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к своему здоровью в совокупности процессов обучения, воспитания и развития личности. И самая трудная, важная задача педагога – создание условий, при которых ребенок заинтересуется тем, как нужно заботиться о своем здоровье. ...

Правила игры и основные формы проведения занятий
Сущность игры в волейбол заключается в том, что она проводится между двумя командами по 6 человек каждая, на площадке прямоугольной формы длиной 18 и шириной 9 м, разделенной сеткой на две половины. Игроки одной команды, передавая руками друг другу мяч, стремятся третьим касанием (ударом или переда ...

Рекомендации по использованию компьютерных средств при изучении курса математики 5-6 классов
Для того, чтобы подготовить и провести хороший урок математики учителю необходимо предварительно составить подробное тематическое планирование, содержащее следующие разделы: тема, цель, методические особенности, компьютерные средства. В разделе «Тема» определено место каждой темы в курсе и включены ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru