Социальная работа как профессиональная деятельность

Педагогическая информация » Введение в социальную работу » Социальная работа как профессиональная деятельность

Страница 2

На становление, развитие профессиональной социальной работы, оказали влияние социальные, политические, экономические и культурные факторы, которые сопровождали общественное развитие в ХХ веке (Козлов А.А., Иванова Т.Б., Фирсов М.В. и др.). Среди основные необходимо отметить следующие:

1.Социально-культурные факторы, в частности, стремление благотворительных обществ организовать систематическую помощь нуждающимся людям на постоянной основе, улучшить деятельность благотворительных учреждений, координировать работу различных социальных служб, чтобы повысить их эффективность.

2.Структурные изменения в социальной организации западного общества, состоящее в реорганизации социальной сферы, в том числе медицинских, образовательных, исправительных учреждений, расширение деятельности профессиональных союзов в организации социальных служб, усиление внимания местных органов власти к организации социальных служб по месту жительства, особенно по оказанию помощи семье и детям и др.

3.Социально-экономические факторы, прежде всего попытка сохранить традиции патернализма Х1Х века, направленные на смягчение социальных последствий неконтролируемой рыночной стихии, движение женщин – представительниц среднего класса за создание общественной системы помощи семье и молодежи.

4.Социально – политические факторы, т.е. влияние социалистических идей на социальную политику ряда европейский государств, рост самосознания многих стран мира, движение за социальные и политические права человека, появление и развитие концепции государства всеобщего благосостояния, эволюция концепции от либеральной до неоконсервативной модели.

5.Новые социальные проблемы, которые вызвали необходимость пересмотреть прежние взгляды на социальный контроль. Среди них вспышка наркомании, участившее жестокое обращение с детьми, проблема отчуждения не только маргинальных, но и достаточно обеспеченных слоев населения и др.

6.Идеологические факторы, перемены в системе ценностных ориентаций, перемены взглядов на социальное обслуживание в соответствии с потребностями человека, движение за справедливое распределение общественных ресурсов, альтруизм, солидарность, усиление идеологии и морали христианства, деятельность религиозных организаций по организации социальных служб для оказания целенаправленной помощи матерям-одиночкам, детям- сиротам и др. категориям населения.

7.Совершенствование социального законодательства: принятие в ряде стран законодательных актов в области прав человека, законов, направленных на защиту прав детей, в соответствии с которыми были созданы специальные социальные службы защиты детства; принятие законов о гарантированном социальном обслуживании, законов в отношении психически нездоровых детей (Декларация о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии (1971), Декларация о правах инвалидов (1975), законодательные документы, принятые ООН).

8.Развитие социального образования и социальных наук, прежде всего, включение в программы университетов подготовки специалистов по социальной работе.

9.Широкое развитие других видов гуманитарной деятельности, связанных с оказанием помощи людям (медицина, право, психология, профессиональная социология и др.), и их влияние на методику, теорию, технологии социальной работы.

Что касается Беларуси, то возникновение, становление и развитие профессии «социальная работа» обуславливается все теми же социально-экономическими, политическими, социокультурными факторами, только с учетом культурно-исторических особенностей и традиций нашего народа. Осуществление радикальных реформ в экономике, политической жизни, социальной и культурной практике, изменения произошедшие практически во всех сферах жизнедеятельности человека и нашего общества отразились на материально-экономическом, эмоциональном, нравственном состоянии большей части граждан. Накопилось множество проблем, которые активизировали развитие новых видов профессиональной деятельности, в том числе и социальную работу: дегуманизация социальных отношений, проявления агрессивности, жестокости, насилия; проблема занятости населения (уровень безработицы в Беларуси в 2003 г. составлял 3,2% активного населения, а в Витебской области – 4%); проблема здоровья нации, в частности, здоровья подрастающего поколения; кризис института семьи и др.

Социальную работу относят к «помогающим профессиям», которая интегрирует в себе определенные элементы смежных профессий. Вместе с тем профессиональная социальная работа обладает чертами, отличающими ее от других схожих по характеру профессий социальной направленности (врача, педагога, психолога и др.). Одна из основных отличительных черт – сам характер процесса социального действия и интеракций между специалистом и клиентом. В отличие от ролевых субъект-объектных отношений, присущих другим помогающим профессиям, в социальной работе доминируют субъект-субъектные отношения, при которых клиент сохраняет за собой право или преимущество при принятии решений. Тогда становится очевидным, что назначение социальной работы как профессии - помогать восстанавливать взаимовыгодное взаимодействие между личностью и обществом для улучшения качества жизни каждого; оказание профессиональной, компетентной помощи нуждающимся в разрешении трудной жизненной ситуации.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Классификация и характеристика подвижных игр
Существует несколько классификаций подвижных игр. Традиционно игры различают по наличию/отсутствию инвентаря, по количеству участников, по степени интенсивности и специфики физической подготовки, наличию/отсутствию ведущего, месту проведения (двор, комната, водоем), по элементам разметки пространст ...

Особенности педагогического коллектива
Разработка проблемы целей воспитания, формирования детского коллектива в отечественной педагогической науке инициировала поиск оптимальной модели педагогического коллектива, его саморазвития и самодвижения. В. А. Сухомлинский отмечал, что педагогический коллектив каждой конкретной школы имеет свои ...

Классификация орфографических трудностей русского языка
Существует достаточно много точек зрения на этот вопрос. Рассмотрим сначала классификацию орфографических трудностей русского языка, предложенную В.Ф.Розенталем. Он считает, что в орфографические трудности входят слова, «написание которых хотя и регулируется «Правилами русской орфографии и пунктуац ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru