Понятие трудного ребенка в начальной школе

Страница 1

Трудные дети – широкое и неоднородное понятие. Это дети, которые встречают трудности в освоении теоретических знаний программного обеспечения. Ребенок, который понимает, что ему не удается то, что другим дается легко, чувствует себя униженным. Это влияет на его моральное состояние. Есть дети, которые являются трудными в моральном смысле, они могут быть смышлеными, способными, иметь хорошую память, но в их моральном воспитании педагоги сталкиваются с большими трудностям. {LINKS}

Самая сложная задача педагога найти ключи к пониманию «трудного» ребенка. Тот ключик, который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствует созданию условий, при которых ребенок захочет изменить свое поведение.

Педагогу детского дома, наверное, чаще всего приходится сталкиваться с категорией «трудных» воспитанников в силу приобретенного ими опыта асоциального поведения во время проживания в неблагополучной семье. При разработке стратегии работы с такими детьми педагогу необходимо понимать, что за любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами.

Например, агрессивное поведение одного ребенка может быть вызвано стремлением к доминированию, развитием лидерских качеств, у другого компенсацией повышенной тревожности. Соответственно, воспитательная стратегия в каждом случае будет выстраиваться индивидуально, исходя из понимания причин поведения ребенка. Таким образом, педагогам необходимо выяснить мотивы поведения «трудного» ребенка, т.е. понять его. Это этап понимания проблемы, выяснения причинно-следственной связи поведения «трудного» школьника.

Следующий этап воспитательной стратегии заключается в рефлексии воспитателями своего отношения к «трудному» ребенку. В течение жизни у нас вырабатываются определенные стереотипы отношений к «трудным» детям, набор типичных для нас реакций на то или иное негативное поведение школьника. Чаще всего, сталкиваясь с проблемным поведением детей, мы испытываем достаточно разрушительные чувства: негодование, обиду, отчаяние, тревогу, страх, огорчение, которые парализуют творческий подход к выбору нестандартных стратегий нашего поведения. Такие эмоциональные реакции на негативное поведение детей являются естественными и нормальными для педагогов и вряд ли демонстрируемое школьниками поведение, должно вызывать бурю восторга. Очень важно осознавать свои чувства и не позволять им оставлять нас в плену инерции стереотипов. Умение педагога увидеть себя глазами ребенка, поставить себя на его место, задуматься не только о своих чувствах, но и о его чувствах к нам - вот шаги, позволяющие принять «трудного» школьника таким, какой он есть. Это важный этап эмоционального наполнения, «очеловечивания» воспитательной стратегии к «трудному» школьнику.

Этап применения воспитательных воздействий к «трудному» школьнику - будет иметь положительные результаты только при условии успешной реализации первых двух. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребенок будет открыт для общения с нами и зерна воспитания лягут на благодатную почву, только тогда ребенок пожелает изменить свое негативное поведение.

Это тяжелый, целенаправленный, кропотливый труди педагога и воспитанника особое значение, в котором приобретает формирование эмоционально-волевей сферы ребенка. На наш взгляд, развитие эмоционально – волевой сферы является важнейшим аспектом развития личности в целом и «трудного» воспитанника в частности. В младшем школьном возрасте складывается и проявляется до 70% личностных качеств, поэтому невнимание к развитию личности в этом возрасте порождает педагогические просчеты, которые ярко проявляются на последующих ступенях обучения и воспитания. Проблемы эмоционально – волевой регуляции с особой остротой возникает на переходном этапе от младшего школьника к подростковому возрасту. Особенно остро они протекают у детей «группа риска», которые испытывают трудности в усвоении учебных знаний и умений из-за низкой работоспособности вследствие соматичной ослабленности, частичных отставаний в развитии высших психических функций или педагогической запущенности. У этих детей наблюдается недостаточный самоконтроль, неустойчивая и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность, слабо развита психомоторика.

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам
В данном параграфе предпринята попытка рассмотрения психолого-педагогических основ использования проектной методики с учётом специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения в средней общеобразовательной школе, который включает следующие положения: роль ИЯ как учебного ...

Особенности личностного развития ребенка в неблагополучной семье
Личность - феномен общественного развития, конкретный человек, обладающий сознанием и самосознанием. Личность обладает набором обязательных социальных качеств. Это индивидуальность, разумность, ответственность, характер и темперамент, активность и целеустремленность, самоконтроль и самоанализ, напр ...

Особенности сенсорного развития дошкольников с нарушением зрения
Диагностика и исследование детей с нарушениями зрения предполагает комплексное их изучение различными специалистами: офтальмологами, психологами, педагогами. Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru