Социальная работа как профессиональная деятельность

Педагогическая информация » Введение в социальную работу » Социальная работа как профессиональная деятельность

Страница 3

В качестве специфических черт профессиональной социальной работы в настоящее время выделяют не только решение личностных проблем, но и регулирование правовых и экономических отношений человека с обществом. Многообразие видов социальной деятельности, как замечает Н.М. Платонова, породило даже «интегративную легенду» о работе социального работника как «особой миссии» – учить искусству выживать и решать личностные и социальные проблемы. В Образовательном стандарте специальности социальная работа ( Минск, 2002 ) отмечается, что специалист по социальной работе может осуществлять профессиональную деятельность по следующим направлениям: диагностическому и прогностическому; правозащитному; организационно-правовому; научному; предупредительно-профилактическому; социально-медицинскому; психологическому; консультативному, коммуникативному; реабилитационному;научно-методическому;лекторско-просветительскому. Для профессиональной социальной работы отличительной ее особенностью выступает и специфика клиентуры. Как правило, в социальные учреждения за помощью обращаются представители малообеспеченных, социально уязвимых и маргинальных слоев населения. Это означает, что социальная работа не может обладать высокой степенью престижности и приносить большие доходы профессионалам – социальным работникам. К социальной работе часто ошибочно относят услуги вспомогательного или технического персонала социальных служб или благотворительных организаций, занятых социально-бытовым обслуживанием, чей труд обычно не требует высокой квалификации и соответствующей подготовки в высших или средних специальных учреждениях образования. Профессиональные услуги специалиста по социальной работе, решающего личностные проблемы клиента на уровне консультанта, специалиста менеджера по кадрам, или занимающегося организацией социально-аналитической, исследовательской, научно-методической и др. видов деятельности, требуют серьезной теоретической, методической базовой подготовки.

Специфика социальной работы как профессии заключается, по мнению ряда исследователей (В.И. Курбатов, Е И. Холостова и др.) в многообразии сфер профессиональной деятельности. Так, В.И. Курбатов выделяет три сферы профессиональной социальной работы общего профиля: 1) социальная терапия на индивидуально личностном и семейном уровнях с целью социальной адаптации и реабилитации индивида в разрешении конфликтных ситуаций в контексте окружающей его среды; 2) социальная работа с группой, причем группы могут классифицироваться по возрасту ( детские, молодежные или группы пожилых граждан), по полу, по интересам, по схожим проблемам и т.д.( группы матерей-одиночек, отцов-одиночек, группы бывших алкоголиков ); 3) социальная работа в общине, по месту жительства, которая ориентирована на расширение сети социальных услуг, на укрепление общинных связей , создание благоприятного социально-психологического микроклимата в местах компактного проживания людей.

В Образовательном стандарте Министерства образования Республики Беларусь по социальной работе, утвержденном в 1999 году (изменения и дополнения вносились в 2000, 2002 годах) выделяются такие сферы профессиональной деятельности специалиста по социальной работе как: 1) практическая работа в республиканских, региональных, местных органах, на предприятиях и учреждениях, службах и организациях социальной поддержки и защиты населения; 2) менеджмент социальной работы в государственных и негосударственных учреждениях, центрах, организациях и фондах социальной помощи; 3) индивидуальная, групповая и общинная работа с различными группами населения; 4) исследовательская работа в научных учреждениях.

Таким образом, местом работы социального работника в нашей республике могут быть:1) социальные службы специализированных учреждений (домов-интернатов, домов-престарелых, бирж труда, центров реабилитации, социальных приютов и др.); 2) социальные службы предприятий, организаций, различные фонды и благотворительные организации; 3) социальные службы районных органов и учреждений (центры социально-педагогической и социальной работы, отделы социальной защиты населения, отделы социальной помощи на дому и др.); 4) службы культурного досуга; 5) территориальные центры социального обслуживания населения; 6) частная практика.

Как универсальный, интегративный вид деятельности социальная работа в Беларуси представлена рядом специализаций, сформулированными в соответствующих решениях УМО Республики Беларусь в области социальной педагогики, УМО вузов республики по специальности, Министерства Образования Республики Беларусь. В то же время вопрос о специализациях в области социальной работы до конца не решен. Дискуссии по нему продолжаются и в настоящее время. Перечень специализации можно определять по двум основным направлениям (такой подход имеет место в России): по предмету или объекту деятельности и по отраслевому признаку. Тогда первая группа может включать в себя следующие специализации: «организация социальной защиты населения», «социально-экономическая поддержка населения», «психосоциальная работа с населением», « медико-социальная работа с населением», «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями», «социально-педагогическая работа с семьей» и др. Специализации, введение которых основано на отраслевом признаке: социальная работа в учреждениях здравоохранения, социальная работа в пенитенциарных учреждениях, социальная работа в учебных учреждениях и др. В России в рамках специальности социальная работа функционирует около 26 специализаций. Несколько иная ситуация в нашей Республике. В первом Образовательном стандарте по специальности социальная работа (1999 г.) были выделены следующие специализации:

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Система высшего образования
Сегодня голландская система высшего образования находится в процессе преобразований, обусловленных Болонским процессом, хотя исторически она далека от Болонской модели (двухуровневая система «бакалавриат - магистратура», единая система зачетных кредитов, высокая степень автономии вузов). Ее отличаю ...

Сущностная характеристика феномена одаренности
Одаренность может рассматриваться с нескольких точек зрения. Одни рассматривают ее как совокупность способностей, внутренних задатков и предпосылок. Таким образом, одаренность от слова « дар». Приведем несколько таких определений: Одаренность – особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Л ...

Взаимосвязь мотивов учения и успешности учебной деятельности
Исследование проводилось в гимназии № …г. . Выборку испытуемых составили 60 учеников: по 20 человек второго, третьего и четвертого классов. В составе выборки было 55% девочек и 45% мальчиков. Все дети обучаются в гимназии с первого класса. Одним из важных показателей, свидетельствующем о познавател ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru