Роль физического развития в компенсации слепоты

Страница 1

Рецепторный аппарат двигательного анализатора, заложенный в мышцах, сухожилиях, связках и суставных поверхностях, имеет значение для анализа и точной координации движений. С помощью этого аппарата комбинируются и контролируются положения тела в пространстве, его позы, а также пассивные и активные движения отдельных частей тела. Поэтому данные рецепторы называются также органами мышечно-суставной чувствительности. Рецепторный аппарат мышц и сухожилий является только переферическим звеном двигательного анализатора, центральный отдел которого находится в коре головного мозга. Центральные отделы двигательного и кожного анализаторов образуются разными клетками коры головного мозга. {LINKS}

Центры, координирующие мышечную деятельность, необходимую для сохранения равновесия, связаны с деятельностью специальных органов, посылающих раздражение в эти центры. У человека эти раздражения поступают из 4-х источников. Во-первых, это „мышечное чувство” получаемое от проприорецептивных органов, залегающих в мышцах, суставах и сухожилиях; вторым источником служат возбуждения со стороны кожи стопы, передаваемые тангорецепторами и рецепторами давления; далее играет роль зрительные восприятия, информирующие мозг о положении тела относительно окружающих предметов. Наконец, это нервные раздражения, полученные статорецепторами, связанные с окончаниями вестибулярной ветви нерва VIII пары во внутреннем ухе. Выпадение источника раздражения резко нарушает равновесие, которое после этого если и удается поддерживать, то лишь с большими усилиями.

Кинестезия

Статические ощущения отражают положение тела и его двигательных органов в пространстве. В основе ориентировки в пространстве лежит статическая чувствительность. Статические ощущения способствуют уранновешиванию положения тела в пространстве, принятию позы при выполнении рабочих операций во время слухового и зрительного пространственного различения.

Кинестетическая чувствительность обеспечивает ощущение положения и движения тела и его частей. При поступлении сигналов от рабочих органов движения в мозг возникают кинестетические или мышечно-суставные ощущения. Эти ощущения отражают скорость перемещения наших рабочих органов (рук, ног), речедвигательного аппарата, самого тела в пространстве. С помощью кинестетических ощущений человек может осуществлять контроль своих рабочих органов, оценивать расстояние и направление движения, усталость своего тела, многие механические свойства предметов: массу, упругость, твердость.

При нормальном зрении у человека формируется зрительно-моторная координация. На взаимосвязь кинестезии со зрением впервые указал И.М. Сеченов. Он назвал двигательный анализатор дробным анализатором времени и пространства, полагая „осязание как чувство, соответствующие зрению”

У незрячих и частичновидящих этот контроль нарушается или вовсе становится невозможным. В то же время И.М. Сеченов не исключал возможность замещения утраченных зрительных функций.

У незрячих и слабовидящих активизация двигательного анализатора ведет к увеличению роли мышечно-суставного чувства в структуре познавательной деятельности за счет не только его тренировки, но и повышения эффекта сенсибилизации. Однако чувствительность двигательного анализатора у незрячих ниже по сравнению с нормальновидящими. У незрячих не происходит уточнения сигналов, поступающих от проприорецепторов. У незрячих детей обнаружены более высокие, по сравнению со зрячими, различительные пороги. [25, 124]

В качестве измерителей незрячие часто используют размеры своего тела, длину шага, руки, локтя, кисти. Особенно для ориентировки в пространстве при ходьбе незрячие в качестве измерителя используют шаги. Мышечно-суставные ощущения, возникающие во время ходьбы, позволяют незрячим оценивать пройденное расстояние. По данным Земцовой М.И. у незрячих увеличивается радиус точных движений почти в 20 раз благодаря тренировкам. Точность движений возрастает у незрячих и частично видящих в процессе трудовой деятельности. Кинестетические ощущения повышают двигательные рабочие функции и осуществляют контрольные функции.

Страницы: 1 2

Великая педагогика:

Определение задачи. Классификация и функции задач в обучении
Учебные математические задачи являются очень эффективным и часто незаменимым средством усвоения учащимися понятий и методов школьного курса математики. Велика роль задач в развитии математического мышления и в математическом воспитании учащихся, в формировании у них умений и навыков в практическом ...

Особенности представления старшеклассников о семейной жизни
Исследование ценностных ориентаций учащейся молодежи на протяжении последних четырех лет показывает, что семья остается основной ценностью для молодежи. При этом рассматривается как семья родителей, в которую они входят, так и их собственная будущая семья. Существенное место в представлении молодеж ...

Проблема качества образования как проблема контроля и оценки образовательной деятельности
Сегодня большинство стран Центральной и Восточной Европы, в том числе и Россия, выработали основы политики контроля и оценки образовательной деятельности в рамках глобальной реформы систем образования своих стран. Эти страны приступили к определению норм (стандартов) при разработке программ обучени ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru