Роль физического развития в компенсации слепоты

Страница 1

Рецепторный аппарат двигательного анализатора, заложенный в мышцах, сухожилиях, связках и суставных поверхностях, имеет значение для анализа и точной координации движений. С помощью этого аппарата комбинируются и контролируются положения тела в пространстве, его позы, а также пассивные и активные движения отдельных частей тела. Поэтому данные рецепторы называются также органами мышечно-суставной чувствительности. Рецепторный аппарат мышц и сухожилий является только переферическим звеном двигательного анализатора, центральный отдел которого находится в коре головного мозга. Центральные отделы двигательного и кожного анализаторов образуются разными клетками коры головного мозга. {LINKS}

Центры, координирующие мышечную деятельность, необходимую для сохранения равновесия, связаны с деятельностью специальных органов, посылающих раздражение в эти центры. У человека эти раздражения поступают из 4-х источников. Во-первых, это „мышечное чувство” получаемое от проприорецептивных органов, залегающих в мышцах, суставах и сухожилиях; вторым источником служат возбуждения со стороны кожи стопы, передаваемые тангорецепторами и рецепторами давления; далее играет роль зрительные восприятия, информирующие мозг о положении тела относительно окружающих предметов. Наконец, это нервные раздражения, полученные статорецепторами, связанные с окончаниями вестибулярной ветви нерва VIII пары во внутреннем ухе. Выпадение источника раздражения резко нарушает равновесие, которое после этого если и удается поддерживать, то лишь с большими усилиями.

Кинестезия

Статические ощущения отражают положение тела и его двигательных органов в пространстве. В основе ориентировки в пространстве лежит статическая чувствительность. Статические ощущения способствуют уранновешиванию положения тела в пространстве, принятию позы при выполнении рабочих операций во время слухового и зрительного пространственного различения.

Кинестетическая чувствительность обеспечивает ощущение положения и движения тела и его частей. При поступлении сигналов от рабочих органов движения в мозг возникают кинестетические или мышечно-суставные ощущения. Эти ощущения отражают скорость перемещения наших рабочих органов (рук, ног), речедвигательного аппарата, самого тела в пространстве. С помощью кинестетических ощущений человек может осуществлять контроль своих рабочих органов, оценивать расстояние и направление движения, усталость своего тела, многие механические свойства предметов: массу, упругость, твердость.

При нормальном зрении у человека формируется зрительно-моторная координация. На взаимосвязь кинестезии со зрением впервые указал И.М. Сеченов. Он назвал двигательный анализатор дробным анализатором времени и пространства, полагая „осязание как чувство, соответствующие зрению”

У незрячих и частичновидящих этот контроль нарушается или вовсе становится невозможным. В то же время И.М. Сеченов не исключал возможность замещения утраченных зрительных функций.

У незрячих и слабовидящих активизация двигательного анализатора ведет к увеличению роли мышечно-суставного чувства в структуре познавательной деятельности за счет не только его тренировки, но и повышения эффекта сенсибилизации. Однако чувствительность двигательного анализатора у незрячих ниже по сравнению с нормальновидящими. У незрячих не происходит уточнения сигналов, поступающих от проприорецепторов. У незрячих детей обнаружены более высокие, по сравнению со зрячими, различительные пороги. [25, 124]

В качестве измерителей незрячие часто используют размеры своего тела, длину шага, руки, локтя, кисти. Особенно для ориентировки в пространстве при ходьбе незрячие в качестве измерителя используют шаги. Мышечно-суставные ощущения, возникающие во время ходьбы, позволяют незрячим оценивать пройденное расстояние. По данным Земцовой М.И. у незрячих увеличивается радиус точных движений почти в 20 раз благодаря тренировкам. Точность движений возрастает у незрячих и частично видящих в процессе трудовой деятельности. Кинестетические ощущения повышают двигательные рабочие функции и осуществляют контрольные функции.

Страницы: 1 2

Великая педагогика:

Примеры применения компьютерных средств на уроках математики
Рассмотрим примеры уроков с использованием электронных средств обучения. №1. Конспект урока по теме «Сравнение дробей» (5 класс). Цель: закрепить навыки сравнения дробей, определения правильных и неправильных дробей, сравнения их с единицей. Оборудование: демонстрационные круги с цветными секторами ...

Возникновение идеи нравственного идеала
В этнопедагогике большинства народов ведущее место занимает нравственное воспитание. Понимая под этнопедагогикой систему целей, задач, методов, приемов и способов воспитания и обучения, традиционных для конкретного этноса, мы должны отметить, что она пронизывает все сферы духовной и материальной жи ...

Механизмы макроуправления образованием
Успешность управления региональной образовательной системой зависит в значительной степени от успешности проектной деятельности, которая представляет собой ядро управленческой деятельности и от того, насколько качественными получаются продукты этой деятельности, воплощенные в проектно-нормативную д ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru