Благотворительность в Беларуси как социальный феномен

Педагогическая информация » Введение в социальную работу » Благотворительность в Беларуси как социальный феномен

Страница 1

Социальная работа в Беларуси как деятельность по оказанию помощи нуждающимся своими корнями уходит в глубь веков. Уже в Х-ХП вв. на территории Беларуси, в частности в Полоцком, Турово - Пинском княжествах, широкое развитие получили княжеская и церковно-монастырская помощь, в рамках которой создавались приюты, ночлежные дома, богадельни, лечебницы и др. Кроме этого многие князья лично раздавали бедным, больным и престарелым людям деньги, продукты, сукно. Нуждающиеся могли утолить свои голод в княжеском дворе, получить здесь определенные денежные средства — милостыню. На все это выделялись значительные средства. Так, в сферу юрисдикции князей попадают оторванные от своих родовых корней и без определенного социального статуса и защиты изгои и прошенники: «… Изгои будет, либо славенин, то 40 гривен положите за нъ». Основными объектами княжеской помощи являлись слепые, хромые, передвигающиеся при помощи «деревяниц» (костылей), больные. Основной мотив княжеских поступков – покаяние за грехи. В летописях зафиксированы действия князей, связанные с помощью нуждающимся во времена массового голода. Известный ученый Е. Максимов, исследовавший в конце XIX — начале XX в. проблемы истории социальной помощи в Древней и Московской Руси, не без основания писал: «Никогда впоследствии, в течение всей остальной нашей истории, на дело благотворения не уделялось такой значительной части общих доходов, как в древнейший период княжеской власти». Эта мысль, вполне, может быть отнесена и к истории социальной помощи на территории Беларуси.

В период правления Витовта и Ягайло в ВКЛ появляются новые формы княжеской благотворительности: обеты даваемые князьями, постриги, как это было с Великим князем Литовским Войшлаком, раздача имущества нуждающимся, денежное приношение, строительство больниц и церквей, школ при монастырях. Уже в первые годы существования ВКЛ развивается светская (или, как ее определяли впоследствии исследователи Х1Х в., частная) благотворительность, которая выражалась в мерах помощи в периоды голода, эпидемий и других кризисных ситуациях, устройстве «шпиталей» для престарелых и инвалидов, меценатстве. Основными субъектами помощи выступали представители белорусской магнатской знати, таких древних родов, как Радзивиллы, Паскевичи, Пацы, Острожские и др., а также шляхта, священнослужители, чья деятельность в большинстве случаев носила характер добровольности и истинного бескорыстия.

Особенность частной благотворительности на белорусских землях заключалась в том, что она формировалась под влиянием межконфессионального соперничества, что обусловило акцентирование усилий филантропов и меценатов на развитии просвещения и культуры. Церковный приход в силу своей сплоченности и досконального знания нужд прихожан оформился в первоначальную единицу общественного призрения. Церкви ссужали «скудных» крестьян деньгами, хлебом, семенами, сеном и прочим под залог имущества и без такового, выполняя при этом роль своеобразного банка. Часто долги не взыскивались десятками лет. В приходе проводились различные мероприятия по призрению и обучению грамоте сирот, помощи престарелым и инвалидам, защите жен от тирании мужей и многие другие. Приходы возбуждали в епископатных судах рассмотрение различных дел по гражданскому судопроизводству: «роспут», «умыкание невест», споры о наследстве и др. В церквях выставлялись «всемирные» коробки для сбора материальных ценностей для нуждающихся, возле храмов строились кельи для нищих, богадельни, скудельницы. Таким образом, самоорганизующиеся, финансово независимые приходы оказывали помощь прихожанам по самым различным направлениям: от материальной поддержки до решения проблем воспитания, перевоспитания и обучения. В церквях и монастырях имелись значительные средства для оказания помощи нуждающимся. Были здесь и люди, которые по зову сердца и в связи со своей духовно-религиозной потребностью занимались этим. Так закладывались предпосылки для профессиональной социальной работы, получившие свое развитие в последующие годы.

Социальная помощь, милосердие, благотворительность, социальная работа — все это общецивилизационные явления, характерные для многих стран и народов. Однако в каждой стране они имеют определенную специфику, свои традиции, тенденции функционирования и развития. Эта особенность в определенной мере определяется системой общественного устройства и менталитетом.

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Подвижные игры на улице
Игры и упражнения, которые оказывают содействие усвоению техники прыжков и развитию скоростно-силовых качеств «Получить мячик». Инвентарь – мячик, шнурок. Основная цель – усвоение ритма выполнения последних трех шагов и отталкивания. Организация – подвесить на шнурке мячик на доступной ученикам выс ...

Диалог как первичная форма речевой коммуникации
Диалог - это разговор двух или нескольких лиц. Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых взаимно влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих. Основной единицей диалога является диа ...

Проблемы воспитания одаренных детей
Казалось бы, ребенку, опережающему сверстников по уровню интеллекта, уготовано более счастливое детство, ему будет особенно легко учиться. К сожалению, на практике все выходит наоборот, воспитание оборачивается драмой. Велика в этом роль родителей, встречаются две наиболее распространенные крайност ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru