Благотворительность в Беларуси как социальный феномен

Педагогическая информация » Введение в социальную работу » Благотворительность в Беларуси как социальный феномен

Страница 1

Социальная работа в Беларуси как деятельность по оказанию помощи нуждающимся своими корнями уходит в глубь веков. Уже в Х-ХП вв. на территории Беларуси, в частности в Полоцком, Турово - Пинском княжествах, широкое развитие получили княжеская и церковно-монастырская помощь, в рамках которой создавались приюты, ночлежные дома, богадельни, лечебницы и др. Кроме этого многие князья лично раздавали бедным, больным и престарелым людям деньги, продукты, сукно. Нуждающиеся могли утолить свои голод в княжеском дворе, получить здесь определенные денежные средства — милостыню. На все это выделялись значительные средства. Так, в сферу юрисдикции князей попадают оторванные от своих родовых корней и без определенного социального статуса и защиты изгои и прошенники: «… Изгои будет, либо славенин, то 40 гривен положите за нъ». Основными объектами княжеской помощи являлись слепые, хромые, передвигающиеся при помощи «деревяниц» (костылей), больные. Основной мотив княжеских поступков – покаяние за грехи. В летописях зафиксированы действия князей, связанные с помощью нуждающимся во времена массового голода. Известный ученый Е. Максимов, исследовавший в конце XIX — начале XX в. проблемы истории социальной помощи в Древней и Московской Руси, не без основания писал: «Никогда впоследствии, в течение всей остальной нашей истории, на дело благотворения не уделялось такой значительной части общих доходов, как в древнейший период княжеской власти». Эта мысль, вполне, может быть отнесена и к истории социальной помощи на территории Беларуси.

В период правления Витовта и Ягайло в ВКЛ появляются новые формы княжеской благотворительности: обеты даваемые князьями, постриги, как это было с Великим князем Литовским Войшлаком, раздача имущества нуждающимся, денежное приношение, строительство больниц и церквей, школ при монастырях. Уже в первые годы существования ВКЛ развивается светская (или, как ее определяли впоследствии исследователи Х1Х в., частная) благотворительность, которая выражалась в мерах помощи в периоды голода, эпидемий и других кризисных ситуациях, устройстве «шпиталей» для престарелых и инвалидов, меценатстве. Основными субъектами помощи выступали представители белорусской магнатской знати, таких древних родов, как Радзивиллы, Паскевичи, Пацы, Острожские и др., а также шляхта, священнослужители, чья деятельность в большинстве случаев носила характер добровольности и истинного бескорыстия.

Особенность частной благотворительности на белорусских землях заключалась в том, что она формировалась под влиянием межконфессионального соперничества, что обусловило акцентирование усилий филантропов и меценатов на развитии просвещения и культуры. Церковный приход в силу своей сплоченности и досконального знания нужд прихожан оформился в первоначальную единицу общественного призрения. Церкви ссужали «скудных» крестьян деньгами, хлебом, семенами, сеном и прочим под залог имущества и без такового, выполняя при этом роль своеобразного банка. Часто долги не взыскивались десятками лет. В приходе проводились различные мероприятия по призрению и обучению грамоте сирот, помощи престарелым и инвалидам, защите жен от тирании мужей и многие другие. Приходы возбуждали в епископатных судах рассмотрение различных дел по гражданскому судопроизводству: «роспут», «умыкание невест», споры о наследстве и др. В церквях выставлялись «всемирные» коробки для сбора материальных ценностей для нуждающихся, возле храмов строились кельи для нищих, богадельни, скудельницы. Таким образом, самоорганизующиеся, финансово независимые приходы оказывали помощь прихожанам по самым различным направлениям: от материальной поддержки до решения проблем воспитания, перевоспитания и обучения. В церквях и монастырях имелись значительные средства для оказания помощи нуждающимся. Были здесь и люди, которые по зову сердца и в связи со своей духовно-религиозной потребностью занимались этим. Так закладывались предпосылки для профессиональной социальной работы, получившие свое развитие в последующие годы.

Социальная помощь, милосердие, благотворительность, социальная работа — все это общецивилизационные явления, характерные для многих стран и народов. Однако в каждой стране они имеют определенную специфику, свои традиции, тенденции функционирования и развития. Эта особенность в определенной мере определяется системой общественного устройства и менталитетом.

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Специфика индивидуального подхода в психологии и педагогике
Прогрессивные педагоги во все времена уделяли повышенное внимание вопросу об индивидуальном подходе к детям. В высказываниях по этому поводу подчеркивается значение индивидуального подхода для всестороннего развития личности ребенка, ориентировка педагога на гуманное отношение к ребенку, уважение е ...

Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе
Конкретизация деятельности специалиста по социальной работе вытекает из его основных функций. (по В.Г .Бочаровой, Е.И. Холостовой), которые раскрывают специфические особенности социальной работы как профессии. Диагностическая функция предполагает изучение социальным работником особенностей семьи, г ...

Этапы и методы экспериментального исследования
С целью подтверждения гипотезы, мы выстроили структуру экспериментальной работы и исследовали педагогические условия, при которых развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию в старшем дошкольном возрасте будет являться наиболее эффективными. Экспериментальное исследование провод ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru