Благотворительность в Беларуси как социальный феномен

Педагогическая информация » Введение в социальную работу » Благотворительность в Беларуси как социальный феномен

Страница 2

Для народов России, Беларуси милосердие, будучи выражением совестливости и особого состояния души, исторически являлось не просто проявлением жалости и сочувствия, а служило средством духовного очищения, внутреннего совершенствования. Поэтому у наших народов с древних времен сложилось довольно мягкое и сочувственное отношение к пленным, а также осужденным. Эта тенденция в отечественной практике социальной помощи просматривается в различные исторические периоды.

Следующей тенденцией отечественной практики социальной помощи, христианского милосердия является приоритетный нравственный характер этой деятельности, а также восприятие милосердия через призму правдолюбия и справедливости. Помощь ближнему понимались как религиозный долг, как система гуманистических услуг нуждающимся. Бедность, несчастье, немощь, болезни стали объединяющей парадигмой, на основе которой достигались паритетные начала между различными слоями общества. Именно поэтому на Руси нищенство не считалось пороком и каким-то бременем для народа. Оно являлось своеобразным средством нравственного воспитания, дополнением к церковному богослужению. Помощь нищему, немощному, бедному была христианским долгом каждого верующего, а нищий, юродивый, странник считались лучшими молитвенными ходатаями подающего перед Богом.

Пример благотворительной деятельности подавали первые лица государства. Уже Великие князья Литовские Ягайло (около 1350 – 1434 гг.) делали попытки решать проблемы помощи нуждающимся на государственном уровне, открывали и содержали разного рода убежища для обездоленных. Выделяли личные средства на развитие культуры на белорусских землях Король Польский и Великий князь Литовский Сигизмунд 11 Август (1520 – 1572), создавший в Вильно картинную галерею и богатую библиотеку. Белорусские магнаты Острожские, Сапеги, Радзивиллы и представители других знатных родов активно поддерживали православные братства, которые в Х1У – ХУ1 вв. немало сделали на ниве благотворения (создание школ при братствах, бесплатное обучение сирот, поддержка способных учителей, строительство больниц и др.). Для братских школ богатые магнаты-братчики жертвовали большие суммы денег, приобретали здания и т.д.

Расцвет благотворительного движения в Беларуси приходится на времена подъема дворянской волны гуманизма (эпоха Возрождения и Реформации). Так, в филантропической деятельности Н.Радзивилла имеют место примеры всех существующих в то время форм призрения нуждающихся, филантропии и меценатства: строительство кальвинистских соборов, основал в Несвиже библиотеку, оказывал поддержку белорусским просветителям (С. Будному, В. Кришковскому и др.). Филантропическая деятельность на белорусских землях в период Контрреформации оставалась активной, но осуществлялась она уже в других условиях, стала более политизированной, чаще использовалась как средство политической борьбы. Приоритетным направлением благотворительных вложений в этот период являлось образование.

С конца ХУШ ст. начала развиваться система призрения нуждающихся детей. Первый воспитательный дом («Иисуса Младенца») на территории проживания этнических белорусов был открыт княгиней Огинской в 1791 году в г. Вильно. Воспитательные дома, которые были открыты в Могилеве (1804 г.), Гродно (1804 г.), Витебске (1808 г.) из-за высокой смертности приносимых туда младенцев были преобразованы в детские приюты. В пользу детских приютов шли средства от благотворительных базаров, спектаклей и концертов.

На фоне меценатской деятельности белорусско-литовских магнатов в период белорусского Просвещения продолжались филантропические тенденции в помощи обездоленным. Наиболее распространенной формой призрения нищих, бездомных, престарелых, больных, вдов и сирот по-прежнему продолжала оставаться организация и материальная поддержка «шпиталей». Все большее значение приобретали светские формы частной благотворительной помощи.

В ХУШ- начале Х1Х в. в связи с утверждением изменившихся идеалов частные благотворители все большее внимание уделяют поддержке учебных заведений. Так, графиня Чернышева в местечке Чечерск Могилевской губернии основала Пансион благородных девиц и школу для крестьянских мальчиков. После вхождения белорусских земель в состав России в конце ХУШ в. и до 60-70-х гг. Х1Х вв. светская и сословная благотворительность в медико-социальной помощи населению переживала период становления. В 30-40 -ые гг. Х1Х в. монашеские ордены были упразднены, а призреваемые ими и их имущество поступили в распоряжение приказов общественного призрения, которые были созданы в губерниях Беларуси еще в конце ХУШ – начале Х1Х вв. На средства филантропов в начале Х1Х в. строятся первые на белорусских землях больницы и приемные покои для крепостных крестьян и членов их семей. Значительную помощь нуждающимся из числа сельских жителей оказывали церковные приходы и сельские общины. С этой целью создавались специальные приходские общественные кассы, сельские запасные магазины, применялась практика поочередного кормления призреваемых и др.

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Физическое воспитание и развитие навыков ходьбы
Одной из важнейших задач физического воспитания незрячих и частичновидящих детей является коррекция двигательных недостатков, возникших в результате дефекта. Нарушения и аномалии зрительной системы отрицательно сказываются на формировании двигательных способностей – силы, быстроты, выносливости, ко ...

Значение урока русского языка. Понятие словарного запаса
В системе начального образования предмет «Русский язык» занимает центральное место. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка, формирует его понятийно- категориальный аппарат, развивает абстрактное мышление, память и воображение. Он позволяет ...

Компьютерные технологии обучения на уроках физической культуры в старших классах
Компьютерные технологии позволяют модифицировать учебный процесс и гарантируют большую эффективность в достижении результатов обучения. Использование компьютерных технологий существенно обогащает педагогические методы обучения школьников. Возможности компьютерных технологий (электронных учебных пос ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru