Использование традиций народной педагогики в малочисленных сельских школах

Педагогическая информация » Нравственные идеалы в народной педагогике » Использование традиций народной педагогики в малочисленных сельских школах

Страница 1

Как известно, воспитание в традициях русской народной педагогической культуры никогда не противопоставлялось обучению. Наследуя в своей профессиональной деятельности прогрессивные народные педагогические традиции, современные педагоги рассматривают образование как неотъемлимую часть несоизмеримо более широкого социально-педагогического процесса — воспитания. Необходимо всегда помнить мудрое народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых делах, тот больше отстает, чем успевает». Сегодня прогрессивные идеи народной педагогики, вновь, как никогда ранее, становятся остро востребованными теорией и практикой воспитания. {LINKS}

Существует множество возможностей использования традиций народной педагогики. Так преподаватели малочисленных сельских школ основополагающей для экспериментальной работы выбирают идею общинности. В качестве принципа стремятся реализовать эту идею на практике, определяют ее и в фундамент развиваемой теории воспитательной системы школы.

Если быть последовательным в реализации принципа общинности, то воспитание, в сущности своей, есть обмен духовными ценностями, осуществляемый в процессе межличностного общения. А цель воспитания и обучения все же едина: формирование личности, способной к социально-значимой творческой деятельности, непрерывному нравственному самосовершенствованию. В своей опытно-поисковой работе преподаватели многократно убедились, что педагог, для того, чтобы профессионально-грамотно организовать жизнедеятельность своих учеников должен сам жить этой детской жизнью. Тогда и только тогда он сможет найти кратчайший путь к сердцам и душам своих воспитанников. А «волшебным ключиком», открывающим души детей, пробуждающим их познавательно-творческую активность является совместное творчество.

Культивирование творческой деятельности изначально предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство внутриличностных, межличностных и внутригрупповых отношений в коллективе. Стремление развить эти чрезвычайно ценные качества и движет педагогами при организации воспитательной работы с детьми. Но здесь важно помнить, что создание чего-то нового для ребенка всегда означает создание того, что у него еще никогда не получалось. Это крайне сложная и педагогически предельно ответственная задача. Реализуемая система воспитательной деятельности ориентирована именно на всемерную поддержку творческих инициатив детей, развитие их самостоятельности, создание условий для проявления творческой активности, в целом, формирование личности, ответствепнной за свои поступки.

Основные направления системы воспитательной работы в школе:

познавательное, понимаемое как обогащение представлений детей об окружающем мире, формирование потребности в систематическом образовании, непрерывном интеллектуально-творческом развитии;

трудовое, рассматриваемое как содействие социализации, обеспечение сознательной включенности детей, подростков, старшеклассников в актуальные проблемы общественного развития, интенсивное приобщение к активно-преобразующей общественно-полезной деятельности;

социально-ориентирующее, включающее в себя формирование объективного представления об общечеловеческих социальных ценностях, формирование чувства своей причастности к социальному развитию, пониманию нерасторжимого единства школы и жизни, учения и творчества, игры и будущей профессиональной деятельности;

Страницы: 1 2

Великая педагогика:

Грядущая реформа русской орфографии
Как известно, населению России грозит орфографическая реформа. Новый закон «О русском языке», проект которого ждет своей очереди в Думе, грозит уголовными наказаниями за безграмотность. Авторы этого законодательного акта не дали себе труда задуматься, что в стране уже действует мощная «орфографичес ...

Причины трудностей и ошибок младших школьников в разборе слов по составу
Вопрос о причинах ошибок, которые допускают дети при разборе слова по составу специально изучали психологи Л.И. Бажович, Д.Н. Богоявленский и др. Они пришли к выводу, что среди младших школьников немало «наивных семантиков» и «стихийных формалистов». Первые, анализируя слово, учитывают только его л ...

Принципы синергетики и проблема управления образованием
Синергетика в сфере образования и педагогики несет большой эвристический потенциал, дает не только новый язык для перевода известных положений и терминов, но и эволюционную методологию управления образовательным процессом с учетом феноменов самоорганизации в образовательном пространстве. Методологи ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru