Театральная деятельность как средство воспитания и развития дошкольников

Педагогическая информация » Методика организации театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении » Театральная деятельность как средство воспитания и развития дошкольников

Страница 1

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей является театрализованная, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания.

Т.Н. и Ю.Г. Караманенко разработали одно из первых и наиболее популярных пособий для воспитателей по использованию разных видов кукольного театра. Благодаря выходу этого пособия, а затем - работы Г. Генева арсенал средств педагогического воздействия на детей дошкольного возраста обогатился разными видами театров, что повысило активность привлечения самих детей к театрализованной деятельности.

Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов: Н.Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошнининой, Р. Сигуткиной, И. Реутской, Л. Бочкаревой, И Медведевой, Т. Шишовой и др.

Под театрализованными играми ученые понимают "игры в театр", "сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям".

Было установлено, что театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми - представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация. мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.

Н. Карпинской была предложена методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях. Работа эта строится поэтапно:

- на первом этапе дети коллективно воспроизводят текст сказки;

- на втором этапе одному ребенку предлагается читать за всех персонажей сказки;

- на третьем этапе дети выполняют рад творческих заданий(выразить радость, страх и т.п.);

- на четвертом этапе осуществляется чтение сказки по ролям и т.п.

Ученые также установили, что эффективность театрализованной деятельности во многом зависит от ее интегрирования с занятиями по изобразительному творчеству детей. В процессе декоративно-оформительского творчества дети имеют возможность подумать, поразмыслить, вспомнить и пофантазировать, что также положительно влияет на выразительность создаваемых образов.

Несомненный интерес для практических работников представляет методические рекомендации по театрально-игровой деятельности дошкольников разработанной Л.П.Бочкаревой.

На основе анализа научной и методической литературы автор описывает виды театрализованных предметных игр и дает подробную характеристику каждого их них. Естественно, что виды театрализованных игр разнообразны. Они взаимно дополняют друг друга и могут занять достойное место в воспитательно-образовательной работе детского сада и сделать жизнь ребенка ярче богаче и разнообразнее.

В этих рекомендациях затронут еще один очень важный аспект работы с детьми, связанный с изготовлением игрушек для театрализованной деятельности и созданием предметно-игровой среды в группе и на участке. Дается примерное перспективное планирование этой работы, начиная с четвертого года жизни.

Автору рекомендаций, безусловно, хорошо известны реальные трудности, с которыми сталкиваются практические работники при организации и проведении театрализованной деятельности. В первую очередь это связанно с недостатком учебного времени, именно поэтому, работа с детьми в данном направлении осуществляется в тесной взаимосвязи с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и изобразительной деятельности.

Анализ методической литературы и опыт работы показывает, что при разработке театрально-игровой деятельности ученые и практики обращали особое внимание на развитие детского творчества. В результате были найдены интересные методические приемы, например:

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Проблемы воспитания одаренных детей
Казалось бы, ребенку, опережающему сверстников по уровню интеллекта, уготовано более счастливое детство, ему будет особенно легко учиться. К сожалению, на практике все выходит наоборот, воспитание оборачивается драмой. Велика в этом роль родителей, встречаются две наиболее распространенные крайност ...

Особенности педагогического контроля усвоения содержания образования и оценка результатов образовательного процесса
Контроль знаний учащихся как основной элемент оценки качества образования Особенности педагогического контроля и оценки успеваемости учащихся Контроль знаний учащихся как основной элемент оценки качества образования Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образ ...

Особенности физического развития детей, занимающихся хореографией
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья. Это касается в пер ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru