Особенности психологического развития детей, лишенных родительского попечительства

Педагогическая информация » Индивидуальное развитие детей-сирот » Особенности психологического развития детей, лишенных родительского попечительства

Страница 1

Проблемами осиротевших детей занимались многие ученые, особенно педагоги, психологи, юристы, философы. Значительно возрос интерес к этой проблеме в первой половине двадцатого века. Многие исследователи отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в его психическом развитии, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь. Зарубежные и отечественные психологи описывали многочисленные симптомы нарушения поведения и задержку психического, социального и физического развития детей, воспитывающихся в детских учреждениях для сирот.

Изучение психологических особенностей детей, лишенных родительского попечительства, является актуальным и в наши дни, так как в последние годы снижение уровня жизни значительной части населения России, рост безработицы, миграция населения из неблагополучных регионов, слабая защищенность семьи и детей как социальной ценности со стороны государства и общества и другие проблемы привели к возрастанию количества детей-сирот. Большинство детей, живущих в интернатных учреждениях, - это так называемые «социальные сироты», родители которых отказались или уклоняются от воспитания своих детей, лишены родительских прав, находятся под следствием или осуждены. В разных регионах страны количество социальных сирот составляет 85-90 % от всего количества воспитанников детских домов.

Пополнение интернатных учреждений идет за счет детей из неблагополучных семей, получивших огромный негативный опыт социализации, что несомненно влечет за собой педагогические риски. Переживанием стрессовых ситуаций с риском психического или физического насилия, развития нервно-психических расстройств с разнообразными девиациями поведения. У этих детей складываются искаженные представления ранней социализации, которые сопровождаются аморально-криминальным окружением с риском вовлечения их в преступную деятельность, формированием асоциальных личностных деформаций, ведущих к различным формам делинквентной и позже криминальной активности.

Увеличение численности социальных сирот в детских домах и беспризорных детей на улицах крупных городов России приобрела государственный масштаб. Сейчас в стране 422 дома ребенка для 35 тысяч детей, 745 детских домов для 84 тысяч детей, 237 школ-интернатов для 71 тысячи детей. В России ежегодно выявляется около 100 тысяч детей нуждающихся в опеке. Сироты или дети, брошенные родителями, попадают в дома ребенка (с рождения до 3 лет), позднее в детские дома и школы-интернаты.

Рассматривая психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства, необходимо остановиться на феномене депривации, отметить пагубное влияние депривации на жизнь любого человека. Эта проблема находится на стыке медицины, педагогики, психологии. Как социальное явление, она становится предметом изучения разных наук. Как душевное состояние, депривацию исследуют психологи. Как одну из главных причин возникновения эмоциональной напряженности и отклоняющегося поведения, педагоги рассматривают депривацию.

В русский язык данный термин пришел от английского слова - deprivation - означает «утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей». Депривация – общее обозначение для всех случаев эмоционального состояния и поведения, в основе которых лежит неудовлетворенность человека его жизнью. На русский язык это слово переводится также как «обездоленность, лишенность, безысходность, потерянность, ненужность». Чехословацкие исследователи И.Лангмейер и 3.Матейчик депривацией называют состояние, возникшее в результате определенных жизненных ситуаций, когда субъект лишен возможности удовлетворять свои человеческие потребности в достаточной мере и достаточно долгое время. Более лаконичное определение находим у известного английского психолога Д.Хэбба: это состояние, связанное с биологически полноценной, но психологически недостаточной средой.

Этимологический анализ слова показывает, что, говоря о депривации, имеют в виду такое неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения - отделения, имеющего отрицательные последствия.

В психологию термин депривация вошел благодаря английскому психологу Дж. Боули. В его работе «Материнская забота и психическое здоровье», впервые опубликованной в 1952 году и описывающей, в частности, результаты психологического изучения детей, эвакуированных во время Второй мировой войны, было показано, что дети, в раннем детстве лишенные материнской заботы и любви, испытывают задержку в эмоциональном, физическом, и интеллектуальном развитии.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Социальная педагогика
Социальная педагогика - отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание всех возрастных и социальных категорий людей, осуществляемое как в собственно воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией. Социальная педагогика включает в себя р ...

Экспериментально-практическая работа по развитию динамической координации в пространстве незрячих и частичновидящих детей
В рижском специализированном детском дошкольном учреждении № 204 в 1990-1991 учебном году впервые открылась группа для незрячих и частичновидящих детей. Ее посещали 7 детей. 1. Оля Д. 5л. атрофия зрительных нервов, тотальная слепота. 2. Дима Н.3г. ретролентальная фиброплазия, тотальная слепота. 3. ...

Методы физического развития детей. Механизм влияния танцевальных упражнений на развитие детей
Любой двигательный акт, независимо от того, выполняется ли он под контролем сознания, по приходу высших отделов коры больший полушарий мозга или осуществляются по механизму безусловного рефлекса, так или иначе, сопровождается развертыванием физиологических механизмов и биологических процессов обесп ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru