Особенности психологического развития детей, лишенных родительского попечительства

Педагогическая информация » Индивидуальное развитие детей-сирот » Особенности психологического развития детей, лишенных родительского попечительства

Страница 4

Анализ показывает: чем старше дети, тем более в мягких формах проявляется социальная депривация и тем быстрее и успешнее происходит компенсация в случае специальной педагогической или психологической работы. Однако практически никогда не удается устранить последствия социальной депривации на уровне некоторых глубинных личностных структур. Люди, перенесшие в детстве социальную изоляцию, продолжают испытывать недоверие ко всем, за исключением членов своей микрогруппы, перенесших то же самое.

В психологическом портрете ребенка, лишенного родительского попечительства, обнаруживаются противоречия между потребностью ребенка в принятии и признании и его неадаптированность к социальной микросреде, между стремлением ребенка к успеху, неиспользованными возможностями и нарушениями образа “Я”; его неадекватностью и дисгармониями психического развития, неуспешностью и компенсаторным поведением.

Эти и другие противоречия личностного развития ребенка, лишенного родительского попечительства, связаны со спецификой микросоциума и создают предпосылки к постоянным неконтролируемым микроконфликтам. Накопление у ребенка своеобразных отрицательно окрашенных эмоциональных реакций приводит к нарушению его душевного равновесия, что выражается в неуравновешенности, подавленности, угнетенности, вялости, плаксивости, раздражительности, в проявлениях немотивированного страха, тревоги у одних детей и расторможенности, повышенной двигательной активности, неуправляемости у других.

Социальный уровень является вершиной всей пирамиды развития ребенка. Ребенок из семьи, особенно благополучной, признает свою идентичность или принадлежность к своей семье, роду. По каналам подражания у него формируются одобряемые обществом модели поведения, способность выполнять положительные социальные роли, например, роль прилежного ученика, сына, профессионала, родителя и т.д. Ребенок, воспитывающийся в условиях, где пренебрегали его основными потребностями, особенно в доме ребенка или детском доме, с трудом осознает свою идентичность, т.е. кто он или чей он. Он не имеет положительной модели выстраивания отношений в семье. Несмотря на то, что жизнь сироты проходит в группе, ему и в коллективе трудно построить удовлетворяющие его отношения. Нередко воспитанник детского дома выполняет роли, которые не позволяют ему успешно социализироваться. После выпуска из сиротского учреждения многие продолжают выполнять подобные роли, но уже в криминальных структурах, считает Николаева Е.Р.

Проблемы защиты и воспитания детей в условиях интернатных учреждений в последнее время в связи с изменением общества резко обострились, их безотлагательное решение стало жизненно необходимым. Процесс психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, имеет свою специфику. Эти особенности отмечаются на всех ступенях детства: от младенчества до подросткового возраста и дальше, и проявляются в качественно ином характере развития интеллектуальной, эмоциональной, потребностной сферы, в особенностях поведения, в несформированности внутреннего, индивидуального плана, в связности мышления, мотивации поведенческих реакций, недоразвитии внутренних механизмов опосредования, формирование которых, по концепции Л.И. Божович, как раз и создает возможность перехода от реактивного, ситуативного к активному свободному поведению.

Недоразвитие внутренних механизмов опосредования компенсируется формированием различного рода защитных образований, когда вместо творческого мышления развивается классификационное, вместо становления произвольного поведения - ориентация на внешний контроль. Отклонения в психическом развитии воспитанников школ-интернатов не тождественны задержке психического развития или деликвентности трудных детей из массовой школы.

Пагубное влияние лишений и потерь на жизнь человека отмечалось многими исследователями. Наиболее сильное отрицательное влияние они оказывают на развитие ребенка. Когда говорят о депривации, имеют в виду такое неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения, имеющее для него пагубные последствия. Существенна именно психологическая сторона этих последствий; вне зависимости от того ограничена ли моторика человека, отлучен ли он от культуры или от социума, лишен ли с раннего детства материнской любви – проявления депривации психологически похожи. Тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства – вот наиболее характерные черты так называемого депривационного синдрома. Симптоматика психической депривации может охватывать весь спектр возможных нарушений: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности. Диагностика депривации достаточно сложна, ее следует проводить в несколько этапов. Депривация детей-сирот, как правило, приводит к социально-педагогической запущенности и дезадаптации.

Страницы: 1 2 3 4 

Великая педагогика:

Развитие произвольного поведения у детей с общим недоразвитием речи
С целью выявления особенностей развития произвольного поведения детей с нарушением речи дадим психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением речи. Несмотря на различную природу дефектов, у детей с нарушением речи имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой де ...

Характеристика содержания курса математики 5-6 классов
Курс математики 5-6 классов - важное звено математического образования и развития школьников. Курс математики 5-6 классов представляет собой органическую часть всей школьной математики. Поэтому основным требованием к его построению является структурирование содержания на единой идейной основе, кото ...

Методика использования предметно-развивающей среды как средство экологического воспитания
Одним из важнейших культурообразующих компонентов среды жизни дошкольника является экологический компонент. Под «экологией детства» можно понимать организацию такого образовательного пространства, которая бы сохраняла истинно человеческую гуманитарную составляющую в развитии ребёнка. Основа экологи ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru