Особенности психологического развития детей, лишенных родительского попечительства

Педагогическая информация » Индивидуальное развитие детей-сирот » Особенности психологического развития детей, лишенных родительского попечительства

Страница 2

Открытие феномена депривации оказалось настолько важным, что породило целое направление в науке, существующее и развивающееся и в настоящее время. Приведем некоторые данные, позволяющие разобраться в том, какое содержание вкладывается современными психологами в понятие депривации. Существуют различные виды депривации. Но большинство исследователей выделяют следующие виды депривации: сенсорную, двигательную, материнскую (эмоциональную) и др. {LINKS}

Сенсорная депривация. Сеченов И.М. в своей работе «Рефлексы головного мозга» писал о том, что одним из необходимых условий нормальной психической деятельности человека является известный минимум раздражителей, поступающих в мозг через органы чувств. Экспериментальные исследования, целью которых было всестороннее изучение влияния ограничения раздражителей на психическое состояние человека, были начаты Д.О. Хеббом в 40-х годах и продолжены целым рядом зарубежных и отечественных исследователей. На основании полученных экспериментальных данных был сделан следующий вывод: в условиях сенсорной изоляции у человека возникают необычные психические состояния, которые вначале носят функциональный, обратимый характер. Необходимо отметить, что они возникают не у каждого человека. При значительном увеличении сроков изоляции эти функциональные изменения переходят в патологические – возникают нервнопсихические заболевания (неврозы и психозы).

Ребенок, оказавшись в детском доме, интернате или другом учреждении сиротского типа, часто оказывается в обедненной стимулами среде. Такая среда, вызывая сенсорный голод, вредна для человека в любом возрасте. Однако для ребенка она особенно губительна. Многочисленные психологические исследования показывают, что необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлений, так как именно в процессе поступления в мозг и переработки разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение органов чувств и соответствующих структур мозга. Российский психолог Л.И. Божович выдвинула гипотезу о том, что именно потребность во впечатлениях играет роль ведущей в психическом развитии ребенка, возникая примерно на третьей – пятой неделе жизни и являясь базой для формирования других социальных потребностей, в том числе и потребности общения ребенка с матерью.

Двигательная депривация. Движение – комплекс психофизиологических функций, реализуемых двигательным аппаратом организма. Движение является основным медиатором взаимодействия человека с внешней средой. С последствиями двигательной депривации сталкиваются всякий раз, когда возникает резкое ограничение движения. Например, в результате травм и болезней. Особенно тяжелы последствия двигательной депривации для детей. Существуют данные, что дети, двигательная активность которых в силу медицинских причин в течение длительного времени была сильно ограничена, нередко испытывают состояние депрессии, которое может «прорываться» взрывами ярости и агрессивности. Известный русский психолог и педагог И.А. Сикорский говорил, что ребенку необходимо предоставлять свободу действий, поощряя его двигательную активность, чтобы давать ему повод как можно чаще и полнее напрягать и упражнять мышцы. Современные представления психологов таковы, что ограничения детей в стремлении двигаться (бегать, лазать, ползать, прыгать) приводят к возникновению тревожности, раздражительности, агрессивному поведению. Дж. Уотсон и К. Рэйми (1972) показали, что стимулирующая окружающая среда играет решающую роль в развитии маленьких детей. У детей должна быть возможность через двигательную активность преобразовывать действительность, влиять на окружающую среду.

Если маленькие дети-сироты не получают «непосредственного поощрения в форме последовательной и сопряженной обратной связи за появление у них таких двигательных, речевых и социальных достижений, как манипулирование игрушкой, указательно-просительные движения, улыбка, крик и вокализация (произнесение звуков, слогов, лепетание), многие из этих детей на собственном опыте убеждаются в том, что их попытки влиять на окружение ни к чему не приводят, и не пытаются делать это в дальнейшем». Поэтому дети-сироты часто проявляют пассивность или агрессию в ответ на неспособность изменить окружающую среду и вызванное этим состояние фрустрации.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Учебник во времена Петра I
К началу XVIII века в политическом, экономическом и культурном развитии России произошли значительные сдвиги. Но все же наша страна отставала от западноевропейских государств, уже вступивших на путь капиталистического развития, в ней господствовало феодальное землевладение и очень слабо развивалось ...

Социально-психологическое сопровождение учащихся-сирот с целью обеспечения благоприятных условий для саморазвития
В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова глагол «сопровождать» употребляется в значении «проходить с кем-то часть пути, ехать с кем-нибудь в качестве спутника или провожатого». Аналогичное лексическое значение рассматриваемой словоформы предлагают С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, п ...

Психолого–педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
В современной системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 7 до 10 – 11 лет (I – IV классы школы). В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало обучения ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru