Методика организации театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Педагогическая информация » Методика организации театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания. Театрализованная игра - одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации.

Согласно первой тенденции (назовем ее условно обучение), театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего "зрелища" на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть "хорошим артистом". И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность

Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательством взрослого. Правда, на практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду игровой деятельности: дети предоставлены самим себе, а, воспитатель только готовит атрибуты для "театра". Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов, фигурок героев... Младших дошкольников это привлекает, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит - измениться, а вот старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней. На основании сказанного, существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. По данным Н.В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребенка к школе у 67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность .Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии. Чтобы понять ее, необходимо, прежде всего, раскрыть основные теоретические идеи, лежащие в основе концепции развития театрализованной игры, и определиться с понятиями.

Следовательно, в практике дошкольного образования театральной деятельности выделяется недостаточное внимание, нет системы обучения театрализованным играм, и проводятся они эпизодически (на праздниках, развлечениях).Все эти вышесказанные обстоятельства и послужили выбором темы нашего исследования. Они обращены к проблеме методики организации театральной деятельности по работе с детьми дошкольного возраста.

Проблема: поиски путей активизации процесса воспитания и всестороннего развития детей дошкольного возраста путём методики организации театральной деятельности.

Цель исследования: обосновать методику организации театральной деятельности для всестороннего развития личности дошкольника.

Объект исследования: процесс организации театральной деятельности.

Предмет исследования: методика организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

Изучить научную литературу по проблеме исследования методики организации театральной деятельности в дошкольном образовании.

Исследовать особенности методики организации театральной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Раскрыть содержание авторской опытно-экспериментальной технологии по театральной деятельности с дошкольниками.

Проанализировать результативность опытно-экспериментальной технологии по театральной деятельности с дошкольниками.

На основании цели исследования и поставленных задач можно выдвинуть гипотезу.

Гипотеза исследования: процесс воспитания и всестороннего развития детей в дошкольном образовательном учреждении будет эффективным, если на занятиях использовать методику организации театральной деятельности на основе театральных игр.

В опытно-экспериментальной части исследования использовались методы: наблюдение, тестирование детей, анализ, методы математической обработки результатов исследования.

Методологической основой исследования является системный подход к изучаемой проблеме по методике организации театральной деятельности в дошкольных учреждениях, разработка теории авторской программы "Театральные логоминутки".

Теоретическую основу исследования составляют труды современных отечественных педагогов (Антипина Е.А., Доронова Т.Н., Карпинская Н.С., Чурилова Э.Г., Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И., Петрова Т.И. и др.) в области театральной деятельности. Использовались материалы педагогических периодических изданий, конференций и семинаров.

Экспериментальная база исследования: МБДОУ № 1 «Ласточка» г. Зеленодольска РТ, дети старшего дошкольного возраста, количество детей -19.

Практическая значимость исследования – разработанная авторская программа по организации театральной деятельности «Театральные логоминутки» может быть рекомендована воспитателям и логопедам для использования в коррекционно-речевой работе по развитию речи у детей дошкольного возраста.

Великая педагогика:

Методы физического развития детей. Механизм влияния танцевальных упражнений на развитие детей
Любой двигательный акт, независимо от того, выполняется ли он под контролем сознания, по приходу высших отделов коры больший полушарий мозга или осуществляются по механизму безусловного рефлекса, так или иначе, сопровождается развертыванием физиологических механизмов и биологических процессов обесп ...

Распределение программного материала и содержание работы
Учителя начальных классов имеют основной необходимый для работы государственный документ – программы по всем предметам учебного плана, в том числе и по русскому языку. Русский язык имеет свои специфические особенности в распределении программного материала во времени. Так, например, в первом классе ...

Развитие орфографической зоркости на основе понятия «опознавательный признак орфограммы»
Орфографическое понятие «опознавательный признак орфограммы», введенное в методику преподавания русского языка в середине 60-х годов нашего столетия, тесно связано с проблемой орфографической зоркости, которая занимала и продолжает занимать методистов. Впервые понятие орфографической зоркости встре ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru