Особенности жизненного пространства детей-сирот

Педагогическая информация » Индивидуальное развитие детей-сирот » Особенности жизненного пространства детей-сирот

Страница 5

Попав в школу неподготовленными, часто дети, лишенные родительского попечительства, испытывают там целый ряд сложностей. Учебную деятельность этих детей можно охарактеризовать следующими особенностями:

1) неуспешность, затрудненность учебы, низкий уровень обучаемости, связанные с несбалансированным развитием индивидуально-психических качеств личности, низкий уровень развития культуры, познавательных интересов и мотивации, неподготовленность к обучению, «застревание» на игровой и других видах деятельности, в которых ему сопутствует относительный успех;

2) социально-психологическая дезадаптация в школе, проявляющаяся в слабом овладении новой социальной ролью ученика, недоразвитие социальной чувствительности, нарушения общения со сверстниками, эмоциональное отвержение.

Школьная тревожность характерна для всех младших школьников, разница состоит в уровне ее проявления и предмете переживания. Обычные дети тревожатся по поводу достижения наилучших результатов, а запущенные, лишенные родительского попечительства – по поводу плохих результатов.

Школьная неуспешность запущенных школьников порождает неблагополучные отношения с окружающими, что, естественно, приносит ребенку много неприятностей. Поэтому мотив избегания неприятностей и стремления к благополучию в учебной ситуации становится для него ведущим, личностно-значимым. Однако реальная успешность в учебной деятельности связанна в первую очередь с развитостью учебной мотивации. Такая учебная ситуация приводит запущенного ребенка к рассогласованию мотивов учения. Он всеми способами стремится достичь признания себя хорошим учеником. Престижные мотивы “хочу быть лучшим”, “хочу, чтобы мои ответы были лучше всех” при реальных учебных возможностях приводят к формированию нереалистичного уровня притязаний и неадекватной самооценки.

В.И. Кливер выделяет основные противоречия, учет и решение которых определяет форму и содержание работы с детьми-сиротами в интернатном учреждении.

1. Противоречие в ориентации на лидера.

В ученических коллективах детей-сирот лидеры - модели для подражания - проигрывают в сравнении с лидерами типовой общеобразовательной школы. А потому обучающиеся в интернатных учреждениях дети-сироты, имеющие некоторую задержку в развитии по социальным причинам, ориентируясь на такие модели и отрицательных лидеров, не могут реализовать свой положительный потенциал, осуществить выравнивание. Для них отсутствует постоянно действующая "зона ближайшего развития". Целесообразно в образовательный процесс привлечь детей из ближнего социума (благополучных семей), которые являлись бы лидерами с высоким уровнем развития.

2. Противоречие между недостаточными стартовыми условиями, социальной справедливостью и социальной защищенностью детей-сирот.

Отставание в развитии многих детей-сирот приводит к тому, что в образовательном учреждении интернатного типа часто отсутствуют целые направления и полноценное содержание образования, которые считаются обязательными в различных, в том числе элитных, учреждениях образования (углубленное изучение иностранных языков или других предметов, информационные технологии, музыкальное, художественное образование и т.д.), что в свою очередь оказывает негативное воздействие на общий уровень развития личности социально обделенного ребенка. Целесообразно для детей-сирот создать систему образования, в полной мере соответствующую современным требованиям, уровню элитных учреждений образования. Для полной ее эффективности важно привлечь способных и одаренных учащихся извне, обеспечить многоуровневую внутреннюю и внешнюю дифференциацию образования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Направления воспитания толерантности у младших школьников в школесоциализация толерантность школьный возраст
Воспитание толерантности в школе у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный процесс. Воспитание толерантности не может и не должно быть эпизодическим, оно даст хорошие всходы лишь в том случае, когда проблема воспитания толерантности будет решаться ежедневно ...

Лечебная педагогика
Лечебная педагогика – новая отрасль педагогики, развивающаяся на границе с медициной. Основным её предметом является система образовательно - воспитательной деятельности педагогов с больными и отстающими учениками. В связи с ростом болезней среди школьников возникает проблема разработки щадящих вос ...

Развитие произвольного поведения у детей с общим недоразвитием речи
С целью выявления особенностей развития произвольного поведения детей с нарушением речи дадим психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением речи. Несмотря на различную природу дефектов, у детей с нарушением речи имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой де ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru