Особенности жизненного пространства детей-сирот

Педагогическая информация » Индивидуальное развитие детей-сирот » Особенности жизненного пространства детей-сирот

Страница 5

Попав в школу неподготовленными, часто дети, лишенные родительского попечительства, испытывают там целый ряд сложностей. Учебную деятельность этих детей можно охарактеризовать следующими особенностями:

1) неуспешность, затрудненность учебы, низкий уровень обучаемости, связанные с несбалансированным развитием индивидуально-психических качеств личности, низкий уровень развития культуры, познавательных интересов и мотивации, неподготовленность к обучению, «застревание» на игровой и других видах деятельности, в которых ему сопутствует относительный успех; {LINKS}

2) социально-психологическая дезадаптация в школе, проявляющаяся в слабом овладении новой социальной ролью ученика, недоразвитие социальной чувствительности, нарушения общения со сверстниками, эмоциональное отвержение.

Школьная тревожность характерна для всех младших школьников, разница состоит в уровне ее проявления и предмете переживания. Обычные дети тревожатся по поводу достижения наилучших результатов, а запущенные, лишенные родительского попечительства – по поводу плохих результатов.

Школьная неуспешность запущенных школьников порождает неблагополучные отношения с окружающими, что, естественно, приносит ребенку много неприятностей. Поэтому мотив избегания неприятностей и стремления к благополучию в учебной ситуации становится для него ведущим, личностно-значимым. Однако реальная успешность в учебной деятельности связанна в первую очередь с развитостью учебной мотивации. Такая учебная ситуация приводит запущенного ребенка к рассогласованию мотивов учения. Он всеми способами стремится достичь признания себя хорошим учеником. Престижные мотивы “хочу быть лучшим”, “хочу, чтобы мои ответы были лучше всех” при реальных учебных возможностях приводят к формированию нереалистичного уровня притязаний и неадекватной самооценки.

В.И. Кливер выделяет основные противоречия, учет и решение которых определяет форму и содержание работы с детьми-сиротами в интернатном учреждении.

1. Противоречие в ориентации на лидера.

В ученических коллективах детей-сирот лидеры - модели для подражания - проигрывают в сравнении с лидерами типовой общеобразовательной школы. А потому обучающиеся в интернатных учреждениях дети-сироты, имеющие некоторую задержку в развитии по социальным причинам, ориентируясь на такие модели и отрицательных лидеров, не могут реализовать свой положительный потенциал, осуществить выравнивание. Для них отсутствует постоянно действующая "зона ближайшего развития". Целесообразно в образовательный процесс привлечь детей из ближнего социума (благополучных семей), которые являлись бы лидерами с высоким уровнем развития.

2. Противоречие между недостаточными стартовыми условиями, социальной справедливостью и социальной защищенностью детей-сирот.

Отставание в развитии многих детей-сирот приводит к тому, что в образовательном учреждении интернатного типа часто отсутствуют целые направления и полноценное содержание образования, которые считаются обязательными в различных, в том числе элитных, учреждениях образования (углубленное изучение иностранных языков или других предметов, информационные технологии, музыкальное, художественное образование и т.д.), что в свою очередь оказывает негативное воздействие на общий уровень развития личности социально обделенного ребенка. Целесообразно для детей-сирот создать систему образования, в полной мере соответствующую современным требованиям, уровню элитных учреждений образования. Для полной ее эффективности важно привлечь способных и одаренных учащихся извне, обеспечить многоуровневую внутреннюю и внешнюю дифференциацию образования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Развитие орфографической зоркости на основе понятия «опознавательный признак орфограммы»
Орфографическое понятие «опознавательный признак орфограммы», введенное в методику преподавания русского языка в середине 60-х годов нашего столетия, тесно связано с проблемой орфографической зоркости, которая занимала и продолжает занимать методистов. Впервые понятие орфографической зоркости встре ...

Психологический анализ учебной деятельности
Теория деятельности возникла еще в древности. Но психологическую теорию деятельности создали наши отечественные ученые: Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн . Первые подходы к учению как к деятельности были заложены трудами Л.С.Выготского, А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштей ...

Описание содержания и методики проведения занятий по развитию экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста средствами народной сказки
Цель формирующего эксперимента разработать и апробировать программу использования народных сказок в развитии экспрессивной лексики. На формирующем этапе исследования была разработана лингводидактическая модель обогащения словарного запаса старших дошкольников экспрессивной лексикой, которая включал ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru