Цели, задачи и функции педагогики

Педагогическая информация » Цели и задачи педагогики » Цели, задачи и функции педагогики

Страница 1

Педагогическая действительность, находясь вне осознания государством, обществом, педагогами, работниками, гражданами и вне целенаправленных, научно-корректных усовершенствований, стихийно, бесконтрольно, исподволь, но ощутимо и чаще всего неблагоприятно отражается на их жизненном пути, развитии и успехах. Основная цель педагогики — всемерно способствовать цивилизованной самореализации каждого человека в жизни и развитию общества на основе научного познания педагогической действительности, разработки и реализации эффективных мер по ее совершенствованию.

Новое время, начало третьего тысячелетия, важные события, происходящие в нашей стране и мире, задачи утверждения в жизни российского общества гуманистических и демократических идей, прав и свобод, рыночных отношений, норм жизни правового государства и гражданского общества по-новому, расширенно ставят задачи перед педагогической наукой и необходимостью "педагогизации общества, проникновения педагогических идей во все сферы жизни". Задачи педагогики – описание, объяснение прогнозирование явлений и процессов, происходящих в сфере образования.

Следует различать теоретические и практические задачи педагогики. Педагогика как наука - решает несколько важных теоретических задач:

• выяснение закономерностей процесса воспитания, образования;

• изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;

• разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;

• внедрение результатов исследований в практику преподавания;

• планирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.

Практическое же воплощение теории лежит на отдельных образовательных учреждениях. Функции педагогики – своего рода производные от ее задач: направления, сферы компетенции, необходимые для эффективного решения этих задач. В свою очередь функции задают программу, содержание и технологию, определяют условия эффективности и характер анализа результатов такого решения.

Функции педагогики – аналитическая, прогностическая, проективно – конструктивная.

Аналитическая функция характеризует решение следующих задач педагогической науки:

1) теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно – следственных связей процесса воспитания;

2) анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта.

Прогностическая функция:

1) обеспечение научно – обоснованного целеполагания, планирования и развития системы воспитания;

2) обеспечение эффективного управления образовательной политикой.

Проективно – конструктивная функция:

1) разработка новых педагогических технологий (содержания, форм, методов, средств воспитания и обучения), педагогических систем, основ инновационной педагогической деятельности;

2) внедрение результатов педагогических исследований в практику;

3) научно – методическое обеспечение управления образовательными структурами.

Проанализировав функции педагогики легко выделить и задачи этой науки. Таким образом, можно выявить определенную классификацию задач педагогики:

Научное обоснование развития системы образования, содержания образовательного процесса.

Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.

Выявление закономерностей и формирование принципов процесса обучения и воспитания людей.

Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.

Разработка содержания и методик самообразования и самовоспитания людей.

Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования и развития его профессионального мастерства.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Организация педагогической деятельности по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста строилась на основе теоретических положений и результатов констатирующего этапа исследования и была направлена на решение следующих задач: - разработать и экспериментально проверить этапност ...

Формы и методы группового воспитания трудных детей в начальной школе
Для руководства учебно-воспитательным процессом и корригирования отклонений в поведении школьников совершенно необходимо знать закономерности развития личности учащегося. В этом едином и сложном целом различаются 3 основные стороны: во-первых, процессы органического созревания организма, в первую о ...

Развитие изобразительных способностей и творческих замыслов детей в процессе изобразительной деятельности
Выявление способностей у детей и правильное их развитие - одна из важнейших педагогических задач, и решаться она должна с учетом возраста детей, их психофизического развития, условий воспитания и других факторов. Развитие способности к изображению в первую очередь зависит от воспитания наблюдательн ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru