Современное состояние проблемы преподавания истории в начальной школе

Педагогическая информация » Формирование познавательного интереса у младших школьников к истории » Современное состояние проблемы преподавания истории в начальной школе

Страница 1

В период демократизации общественной жизни в нашей стране всё большое значение придается изучению в начальной школе отечественной истории. На основе знания родной истории младшим школьникам легче понять и усвоить самое главное в жизни и в школе. Вводный, первоначальный курс называется пропедевтическим. {LINKS}

«Она есть, хоть её и нет как самостоятельного предмета. История «запрятана» в « Окружающий мир», так пишет кандидат педагогических наук Т.С. Голубева в своей статье « Об истории в начальной школе» . Здесь имеется в виду, что история, как учебная дисциплина не присутствует в полноценном виде, она входит в интегрированный курс «Окружающий мир», « Обществознания».

История введена, как элемент предмета естествознания в начальную школу относительно недавно поэтому на данный момент происходит много споров о том, как её преподавать, кому её преподавать. Сначала ввели предмет в школу, а затем методику его преподавания в ССУЗ и ВУЗ.

На рисунки 1.1. отражена схема процесса обучения истории не только в начальной школе, но и в основной, где между целью исторического образования, содержанием, познавательными возможностями учащихся и выбираемыми учителем формами и способами преподавания уроков истории существует взаимосвязь, которая влияет на результат исторического образования.

Рис.1.1 Основные факторы и закономерности процесса обучения истории

К курсу истории в начальной школе изданы учебники и учебные пособия. Они по-разному отражают содержание исторических знаний в начальной школе: всемирная история рассматривается в учебнике «Твоя история» (Н.Я.Чутко, Л.Е. Родионова), отечественная история в учебнике «История России» (М.Т.Студеникин), вспомогательные исторические дисциплины, включенные во «Введение в историю» (Е.В. Саплина, А.И. Саплин и др.). Наконец, появилась дополнительная литература, суженная до изучения только быта и жизни нашей Родины в прошлом («Родная история. Живая Русь» - 2 класс, Д.И. Латышина). Они по-разному охватывают исторические периоды, по-разному осуществлен в них и методологический подход.

Учебник, книга или другой носитель информации, в которой содержится систематический учебный материал, необходимый для организации образования по определённому учебному курсу. Он является комплексной информационной моделью образовательного процесса и выполняет две основные функции: 1) является источником учебной информации; 2) выступает средством организации образовательного процесса.

Учебник до сих пор является главным средством обучения и одним из основных источников знаний. В настоящее время на книжном рынке представлено большое количество учебников в рамках образовательной области. Необходимо заметить, что на сегодняшний день ни один из них не охватывает весь образовательный минимум, а только отдельные его разделы.

При выборе учебника для начальной школы необходимо учитывать, что это одна из первых книг по истории. Исходя из возрастных особенностей ребенка очень важно, чтобы учебник был оснащен красочными и понятными для детей иллюстрациями и хотя бы эпизодически - картографическим материалом. Текстовой материал должен отличаться образностью, простотой, доступностью, быть связанным с иллюстративным и картографическим материалом.

Материал в учебниках должен даваться на основе научности и достоверности фактов, но используются и предания, повышающие интерес к истории.

Т.С. Голубева в своей статье « Об истории в начальных классах» пишет, о том, что требуется обновление исторических знаний. Научности не может быть там, где знания являются устаревшими, искаженными, фальсифицированными.

Пример; Картина Репина « Убийство Иваном Грозным своего сына» люди по ней формируют представления об Иване Грозном. Хотя на самом деле картина называется; « Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581г.» В 19 в. и в наши дни никто с полной уверенностью не мог сказать об убийстве. Судя по некоторым источникам, 27-летней Иван болел и умер через несколько недель после 16 ноября в одном из монастырей.

Страницы: 1 2

Великая педагогика:

Экспериментально-практическая работа по развитию динамической координации в пространстве незрячих и частичновидящих детей
В рижском специализированном детском дошкольном учреждении № 204 в 1990-1991 учебном году впервые открылась группа для незрячих и частичновидящих детей. Ее посещали 7 детей. 1. Оля Д. 5л. атрофия зрительных нервов, тотальная слепота. 2. Дима Н.3г. ретролентальная фиброплазия, тотальная слепота. 3. ...

Воспитание в семье
Ведущую роль в формировании юных римлян играло домашнее обучение и воспитание. Первоначально римская педагогия ограничивалась патриархальным семейным воспитанием, с главной ролью матери. В родном семействе дети, как мальчики, так и девочки, рано приучались к опрятности, решительности, простоте и бл ...

Формы мышления
В психологической науке различают такие формы мышления, как: · понятия; · суждения; · умозаключения. Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие — это форма мышления, в которой отра­жаются общие и притом существенные свойства предметов и яв ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru