Воспитание в семье

Страница 1

Ведущую роль в формировании юных римлян играло домашнее обучение и воспитание. Первоначально римская педагогия ограничивалась патриархальным семейным воспитанием, с главной ролью матери. В родном семействе дети, как мальчики, так и девочки, рано приучались к опрятности, решительности, простоте и благородному приличию. По мнению Модзалевского Л. Н. качества эти еще более укреплялись в юношестве под влиянием общественной жизни и славных преданий отечественной истории, отпечатываясь неизгладимыми чертами в юношеском характере – "…эти доблести и составляли задачу римского воспитания".

К нравственной дисциплине римской семьи присоединялось и влияние религиозное. Религиозные верования связывались со всеми более или менее важными моментами жизни. Семью оберегали многие боги: Юнона почиталась как покровительница брака и любви, двуликий Янус охранял двери дома.

Рим наследовал культурные традиции Греции, однако семейная жизнь в Риме была гораздо чище и благороднее: она долго была вполне сельской, строго нравственной и умеренной. Знатные римляне, исключая сенаторов, жили преимущественно в своих имениях, приезжая в город только на время и возвращаясь назад по окончании своих дел, но вместе с тем на протяжении многовековой истории в Риме сложилась определенная практика семейного воспитания. По мнению Егорова С. Ф. и др. римское воспитание определялось характером римского народа, отличительными чертами которого были уважение к семейной жизни и признание прав женщины в семейной жизни. Мужчины тоже принимали участие в воспитании детей. Новорожденный ребенок признавался отцом, поднявшим его на руки. Это означало, что отец обязан был заботиться о дальнейшем его воспитании. Ребенку давалось имя - девочке на восьмой день после рождения, мальчику - на девятый. Впоследствии день этот торжественно праздновался. После этого ребенок передавался на попечение матери, кормилице и няньке, которая потом, при воспитании девочки, занимала место педагога. Главную роль в нравственном воспитании как мальчиков, так и девочек, как уже указывалось выше, играла мать.

Центром воспитания служило семейство, которое всегда и везде держится на женщине. "Имея много рабынь, исполнявших все домашние работы, жена римлянина вовсе не вмешивалась во многие отрасли домашнего хозяйства, которые в наше время, за отсутствием рабства, должны лежать непременно на обязанности самой хозяйки. Римские женщины не были, подобно греческим (за исключением Спарты), удалены от всякой общественной и государственной жизни, не были ограничены одним семейным и домашним кругом". Мать пользовалась куда меньшими правами, чем отец, но играла почетную роль в воспитании. Девочки и девушки находились под неусыпным надзором матери вплоть до замужества. Мальчики до шестнадцатилетнего возраста под наблюдением отца изучали домашнюю и полевые работы, усваивали искусство владения оружием.

Обращаясь непосредственно к семейному воспитанию, столь строго охраняемому римлянами в древнейший и в наступивший затем цветущий (республиканский) период их истории, видно, что отец принимает ближайшее участие в воспитании своих детей. Отец в семье был неограниченным властелином. Дети жили у отца или по соседству. Отец был не только главой, но господином и владыкой всего семейства, и государство не вмешивалось решительно ни во что, происходившее в недрах семейства. Отец, не подвергаясь никакой ответственности, мог бросить своего новорожденного ребенка, присвоить себе все имущество сыновей, трижды продавать их в рабство и даже - лишать их жизни. Так как в семье шло религиозное воспитание, отец выполнял при этом обязанности жреца.

Домашняя дисциплина была чрезвычайно строга. В присутствии детей нельзя было ни говорить, ни делать что-либо неприличное. "Дети в семье воспитывались в строгости, скромности, почитании старших и предков, любви к отечеству. Их готовили к простой, незатейливой жизни земледельца и воина, или земледельца-гражданина. Нравственная дисциплина была строга: детей тщательно оберегали от неприличных или сомнительных впечатлений, оскорбляющих чувство стыдливости; до 30 лет юношам запрещалось пробовать вино; в обычае было уважение к старшим, любовь к предкам и отцам, что воспитывало то чувство любви к отечеству, тот патриотизм, который доставил Риму всемирное господство". Таким образом, главные воспитательные средства в этот период имели один нравственный характер. Чем более Рим преобразовывался в совершенно новое, республиканское, государство, и принимал чисто воинственный характер, - пишет Модзалевский Л. Н. - ,тем проще и суровее становилась общественная жизнь, а вместе с тем и воспитание .

Страницы: 1 2

Великая педагогика:

Понятие фразеологизма и его основные признаки
Фразеология (от греч. рhrasis, ‘выражение’ и logos ‘учение’) — фразеологический состав языка (то есть совокупность всех фразеологизмов), а также раздел языкознания, его изучающий. Хотя фразеологизмы состоят из нескольких слов, они по значению (значение имеет весь фразеологизм в целом, а не составля ...

Технология проектного обучения иностранным языкам на старшей ступени средней общеобразовательной школы
При описании методики использования проектного обучения ИЯ на старшей ступени обучения средней общеобразовательной школы необходимо рассмотреть конкретные обучающие действия учителя и учебные действия учеников в процессе проектной деятельности с учетом основных психолого-педагогических факторов и с ...

Диалог как первичная форма речевой коммуникации
Диалог - это разговор двух или нескольких лиц. Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых взаимно влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих. Основной единицей диалога является диа ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru