Воспитание в семье

Страница 1

Ведущую роль в формировании юных римлян играло домашнее обучение и воспитание. Первоначально римская педагогия ограничивалась патриархальным семейным воспитанием, с главной ролью матери. В родном семействе дети, как мальчики, так и девочки, рано приучались к опрятности, решительности, простоте и благородному приличию. По мнению Модзалевского Л. Н. качества эти еще более укреплялись в юношестве под влиянием общественной жизни и славных преданий отечественной истории, отпечатываясь неизгладимыми чертами в юношеском характере – "…эти доблести и составляли задачу римского воспитания".

К нравственной дисциплине римской семьи присоединялось и влияние религиозное. Религиозные верования связывались со всеми более или менее важными моментами жизни. Семью оберегали многие боги: Юнона почиталась как покровительница брака и любви, двуликий Янус охранял двери дома.

Рим наследовал культурные традиции Греции, однако семейная жизнь в Риме была гораздо чище и благороднее: она долго была вполне сельской, строго нравственной и умеренной. Знатные римляне, исключая сенаторов, жили преимущественно в своих имениях, приезжая в город только на время и возвращаясь назад по окончании своих дел, но вместе с тем на протяжении многовековой истории в Риме сложилась определенная практика семейного воспитания. По мнению Егорова С. Ф. и др. римское воспитание определялось характером римского народа, отличительными чертами которого были уважение к семейной жизни и признание прав женщины в семейной жизни. Мужчины тоже принимали участие в воспитании детей. Новорожденный ребенок признавался отцом, поднявшим его на руки. Это означало, что отец обязан был заботиться о дальнейшем его воспитании. Ребенку давалось имя - девочке на восьмой день после рождения, мальчику - на девятый. Впоследствии день этот торжественно праздновался. После этого ребенок передавался на попечение матери, кормилице и няньке, которая потом, при воспитании девочки, занимала место педагога. Главную роль в нравственном воспитании как мальчиков, так и девочек, как уже указывалось выше, играла мать.

Центром воспитания служило семейство, которое всегда и везде держится на женщине. "Имея много рабынь, исполнявших все домашние работы, жена римлянина вовсе не вмешивалась во многие отрасли домашнего хозяйства, которые в наше время, за отсутствием рабства, должны лежать непременно на обязанности самой хозяйки. Римские женщины не были, подобно греческим (за исключением Спарты), удалены от всякой общественной и государственной жизни, не были ограничены одним семейным и домашним кругом". Мать пользовалась куда меньшими правами, чем отец, но играла почетную роль в воспитании. Девочки и девушки находились под неусыпным надзором матери вплоть до замужества. Мальчики до шестнадцатилетнего возраста под наблюдением отца изучали домашнюю и полевые работы, усваивали искусство владения оружием.

Обращаясь непосредственно к семейному воспитанию, столь строго охраняемому римлянами в древнейший и в наступивший затем цветущий (республиканский) период их истории, видно, что отец принимает ближайшее участие в воспитании своих детей. Отец в семье был неограниченным властелином. Дети жили у отца или по соседству. Отец был не только главой, но господином и владыкой всего семейства, и государство не вмешивалось решительно ни во что, происходившее в недрах семейства. Отец, не подвергаясь никакой ответственности, мог бросить своего новорожденного ребенка, присвоить себе все имущество сыновей, трижды продавать их в рабство и даже - лишать их жизни. Так как в семье шло религиозное воспитание, отец выполнял при этом обязанности жреца.

Домашняя дисциплина была чрезвычайно строга. В присутствии детей нельзя было ни говорить, ни делать что-либо неприличное. "Дети в семье воспитывались в строгости, скромности, почитании старших и предков, любви к отечеству. Их готовили к простой, незатейливой жизни земледельца и воина, или земледельца-гражданина. Нравственная дисциплина была строга: детей тщательно оберегали от неприличных или сомнительных впечатлений, оскорбляющих чувство стыдливости; до 30 лет юношам запрещалось пробовать вино; в обычае было уважение к старшим, любовь к предкам и отцам, что воспитывало то чувство любви к отечеству, тот патриотизм, который доставил Риму всемирное господство". Таким образом, главные воспитательные средства в этот период имели один нравственный характер. Чем более Рим преобразовывался в совершенно новое, республиканское, государство, и принимал чисто воинственный характер, - пишет Модзалевский Л. Н. - ,тем проще и суровее становилась общественная жизнь, а вместе с тем и воспитание .

Страницы: 1 2

Великая педагогика:

Мотивация изучения алгоритмов
Понятие «алгоритм» является основным, неопределяемым. Сущность его на содержательно-интуитивном уровне может быть описана следующим образом: алгоритм – понятное предписание, указывающее, какие операции и в какой последовательности необходимо выполнить с данными, чтобы решить задачу данного типа. Дл ...

Искусство и технология воспитания
Теория воспитания как самостоятельная часть педагогической на­уки оформилась в XIX в., в начале которого немецкий педагог и психолог Иоганн Фридрих Гербарт выделил теорию воспитания как вторую, равноценную обучению часть педагогики. В 1806 году вышел его ос­новной труд со знаменательным названием « ...

Социальная работа как практическая реализация философии прав человека
Наряду с концепцией профессионализма, стержнем понятийной структуры социальной работы стала идея прав человека. Философия прав человека стала двигателем и обоснованием (особенно в ХХ вв.) многих политических и социальных реформ. Понятие «права человека» относительно молодое, оно возникает в Западно ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru