Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проблеме развития экспрессивной лексики детей средствами народной сказки

Педагогическая информация » Процесс обогащения экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста » Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проблеме развития экспрессивной лексики детей средствами народной сказки

Страница 3

При этом, во время выполнения заданий в речи детей были зафиксированы такие недостатки:

– бедность словарного запаса;

– непонимание конотативного (дополнительного) значения слов в структуре художественного текста;

– преимущество общеупотребительной, бытовой лексики в речи. {LINKS}

В связи с этим, мы пришли к выводу, что для обогащения словарного запаса дошкольников экспрессивной лексикой особенно важным является: создание условий, способствующих постепенному переходу слов из пассивного в активный словарь; робота над точностью употребления слов в обозначении экспрессивности в разговорной речи.

Таким образом, завершив констатирующий этап эксперимента, мы убедились в правильном применении методики А.М. Богуш и Ю.А. Руденко и в возможности оказывать влияние на обогащение словарного запаса старших дошкольников экспрессивной лексикой с использованием средств народных сказок.

По итогам констатирующего эксперимента мы определили задачи, педагогические условия и содержание формирующего этапа. Нами были определены педагогические условия работы с народной сказкой, которые обеспечили обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста экспрессивной лексикой.

Поставив перед собой задачи по активизация экспрессивной лексики в разнообразных речевых ситуациях по содержанию русских народных сказок и по самостоятельному использованию детьми экспрессивной лексики в разных видах деятельности, мы продолжили, начатую на констатирующем этапе, работу по обогащению словаря детей, которое происходило по принципу взаимосвязи разных видов деятельности, в частности учебно – речевой, игровой, театрально-игровой, художественно – речевой и изобразительной.

Завершая эксперимент по обогащению экспрессивной лексики старших дошкольников нами был проведен второй контрольный срез (итоговый) уровней употребления экспрессивной лексики дошкольниками экспериментальной и контрольной групп. Задания, которые были предложены детям, были аналогичны тем, которые использовались нами определении базовых уровней, и при первом контрольном срезе.

Проанализировав полученные результаты, мы сделали вывод, что по сравнению с базовой оценкой и результатами констатирующего среза уровни употребления экспрессивной лексики довольно значительно изменились в большую сторону. При этом, и в экспериментальной, и в контрольной группах, увеличилось количество детей, употребляющих экспрессивную лексику на достаточном и среднем уровнях, причем это увеличение произошло в экспериментальной группе произошло исключительно за счет уменьшения количества детей, употребляющих экспрессивную лексику на низком уровне, а в контрольной за счет уменьшения количества детей, употребляющих экспрессивную лексику на низком и среднем уровне.

Таким образом, использованная нами методика обогащения словаря дошкольников имеет высокую эффективность и позволяет, при правильном применении, значительно расширять активный словарь старших дошкольников за счет использования экспрессивной лексики русских народных сказок.

Художественная литература и народный фольклор имеют огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем являются одним из могучих средств развития и обогащения речи детей, в том числе и экспрессивной лексикой.

Наша работа была ориентирована на формирование экспрессивной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народной сказкой. В связи с проделанной работой можно сделать выводы:

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Развитие детской речи в норме
Выделяют следующие стадии развития ребёнка от рождения до 18 месяцев. 1 стадия, длящаяся от рождения до 8 недель (2 месяца), характеризуется рефлекторным криком и рефлекторными звуками. Звуки сопровождают в основном соматические реакции ребёнка. В крике преобладают гласноподобные звуки, имеющие нос ...

Педагогические рекомендации для работников ДОУ по использованию художественной литературы для развития количественных представлений 5-го года жизни
Иногда дошкольники, хорошо понимая условность художественного произведения, как бы «отстраняются» от него, от его персонажей, от их бед и страданий. Такой уход, с одной стороны, способствует сохранению жизнерадостного, безмятежного, ничем не омраченного эмоционального состояния; с другой - дети, не ...

Индивидуальный подход к одаренным детям
Одаренные дети представляют собой совершенно особую часть детского населения, которой требуется индивидуализированное обучение. Необходимо уделять больше внимания развитию у детей творческих способностей, интеллектуальной инициативы, критического мышления, социальной ответственности и качеств беско ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru