При этом, во время выполнения заданий в речи детей были зафиксированы такие недостатки:
– бедность словарного запаса;
– непонимание конотативного (дополнительного) значения слов в структуре художественного текста;
– преимущество общеупотребительной, бытовой лексики в речи. {LINKS}
В связи с этим, мы пришли к выводу, что для обогащения словарного запаса дошкольников экспрессивной лексикой особенно важным является: создание условий, способствующих постепенному переходу слов из пассивного в активный словарь; робота над точностью употребления слов в обозначении экспрессивности в разговорной речи.
Таким образом, завершив констатирующий этап эксперимента, мы убедились в правильном применении методики А.М. Богуш и Ю.А. Руденко и в возможности оказывать влияние на обогащение словарного запаса старших дошкольников экспрессивной лексикой с использованием средств народных сказок.
По итогам констатирующего эксперимента мы определили задачи, педагогические условия и содержание формирующего этапа. Нами были определены педагогические условия работы с народной сказкой, которые обеспечили обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста экспрессивной лексикой.
Поставив перед собой задачи по активизация экспрессивной лексики в разнообразных речевых ситуациях по содержанию русских народных сказок и по самостоятельному использованию детьми экспрессивной лексики в разных видах деятельности, мы продолжили, начатую на констатирующем этапе, работу по обогащению словаря детей, которое происходило по принципу взаимосвязи разных видов деятельности, в частности учебно – речевой, игровой, театрально-игровой, художественно – речевой и изобразительной.
Завершая эксперимент по обогащению экспрессивной лексики старших дошкольников нами был проведен второй контрольный срез (итоговый) уровней употребления экспрессивной лексики дошкольниками экспериментальной и контрольной групп. Задания, которые были предложены детям, были аналогичны тем, которые использовались нами определении базовых уровней, и при первом контрольном срезе.
Проанализировав полученные результаты, мы сделали вывод, что по сравнению с базовой оценкой и результатами констатирующего среза уровни употребления экспрессивной лексики довольно значительно изменились в большую сторону. При этом, и в экспериментальной, и в контрольной группах, увеличилось количество детей, употребляющих экспрессивную лексику на достаточном и среднем уровнях, причем это увеличение произошло в экспериментальной группе произошло исключительно за счет уменьшения количества детей, употребляющих экспрессивную лексику на низком уровне, а в контрольной за счет уменьшения количества детей, употребляющих экспрессивную лексику на низком и среднем уровне.
Таким образом, использованная нами методика обогащения словаря дошкольников имеет высокую эффективность и позволяет, при правильном применении, значительно расширять активный словарь старших дошкольников за счет использования экспрессивной лексики русских народных сказок.
Художественная литература и народный фольклор имеют огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем являются одним из могучих средств развития и обогащения речи детей, в том числе и экспрессивной лексикой.
Наша работа была ориентирована на формирование экспрессивной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народной сказкой. В связи с проделанной работой можно сделать выводы:
Великая педагогика:
Характеристика студентов ВУЗа и разработка рекомендаций по формированию будущих
специалистов по направлениям
В начале работы сформируем требования к психологическим личностным качествам будущего специалиста, которые необходимы для того, чтобы занять достойное место в жизни. К ним относятся: уверенность в собственных силах; доминирование эмоций радости; определенная доля агрессивности; склонность к риску; ...
Многообразие образовательных целей
В планировании, в частности – планировании целей, очень важно найти разумный баланс между принципиальными вопросами («что должно быть получено в результате?») и вопросами техническими («как сформулировать цели?»). Большое многообразие «образов человека» в человековедческих и, в том числе, – психоло ...
Понятие "семья" в
психолого-педагогической литературе
Семья - это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств. Семья представляет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формы отн ...