Понятие "семья" в психолого-педагогической литературе

Страница 1

Семья - это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств.

Семья представляет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формы отношений и процессов. Трудно сравнить с ней любое другое социальное образование, в котором удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. Семья представляет собой такую социальную группу, которая накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека. Все это приводит к тому, что по отношению к семье не так легко предпринять объективное научное исследование. Как отметил американский социолог Гуд: "Мы знаем о семье слишком много, чтобы исследовать ее объективно". {LINKS}

Семьёй в социологии называют социальные объединения, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По существу семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющих исторически определённую организацию.

Иными словами, семья - это новый объект, с новыми свойствами, где старые свойства семьи могут таинственным образом исчезнуть. Семья - это прежде всего отношения между её лицами. Мы зачастую не понимаем, что создать семью - это означает не только найти человека и поставить соответствующий штампик в паспорт. Создать семью - это значит построить отношения любви, взаимопонимания и поддержки.

Семья относится к особым, фундаментальным группам общества. Семья оказывает довольно заметное воздействие на общество. Прежде всего своей воспроизводящей потомство функцией. Именно семья осуществляет рождение, воспитание, выращивание новых членов общества. Кроме того, семья упорядочивает сексуальные отношения между людьми. В какой-то мере она является своеобразной моделью общества, всех социальных связей и отношений для молодого человека. Например, в семье существуют отношения материальные, складывающиеся независимо от воли людей. Это и отношения между полами, и экономические отношения между членами семьи в процессе производства необходимых благ. В семье человек впервые сталкивается с разделением труда.

В семье между её членами существуют идеологические, правовые, нравственные и религиозные отношения. Формирование трудовых ресурсов, квалификационный рост, миграция населения - все эти вопросы находятся под влиянием семьи. И именно в семье принимается решение о том, куда молодому человеку пойти учиться. Но все эти отношения преломляются в семье через особый психологический механизм: они основываются на чувствах любви привязанности и заботы.

Семьи различают по таким параметрам:

1. По семейному стажу супругов. Здесь выделяют семьи:

семья молодоженов. Это только что рождённая семья, семья в медовый период, который длится у разных людей разное время. Типичным состоянием для такой семьи является состояние эйфории: у них ещё не развеялись радужные мечты, надежды, планы, нередко оторванные от реальности. У них ещё всё впереди, им всё понятно, в жизни для них всё просто. И они ещё уверены, что вдвоём могут горы свернуть.

молодая семья - следующая стадия (у одних через полгода-год, а у других гораздо раньше, если медовый период сокращается). Это семья, столкнувшаяся с первыми, для них неожиданными препятствиями. Здесь супруги вдруг на собственном опыте открывают, что одной любви маловато. Появляются первые размолвки, стремление изменить, переделать его.

семья, ждущая ребёнка. На эту ступень поднимается молодая семья, ожидающая первенца. В это время заметно меняется супруга, неузнаваемым становится отец. Заботливость молодого мужа по отношению к жене не знает границ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Социально-педагогическая поддержка и патронатное воспитание учащихся-сирот с целью развития социально-профессиональных навыков
Идею педагогической поддержки развивал Я.А. Коменский, утверждавший, что развитие ребенка происходит в соответствии с законами природы, устремлениями молодой души к познанию мира. Он обращал внимание на возможности ребенка, особенности и закономерности восприятия, недопустимости утомления и принужд ...

Содержание образовательного процесса
В соответствии с п.5 ст.14 и п.2.6 ст.32 Закона Российской Федерации «Об образовании» каждое образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает, принимает и реализует образовательные программы. Образовательная программа учреждения – документ, определяющий содержание образования определенного у ...

Анализ результатов исследования представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни
Данные, полученные с помощью методик, подвергались следующей статистической обработке: каждому индивидуальному значению по показателям “Городские/сельские старшеклассники" и “Представления о семейной жизни" присваивались ранговые значения. Наивысшему индивидуальному результату по показате ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru