Особенности представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни

Педагогическая информация » Особенности представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни

Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук - психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в браке, причины одиночества в семье и ее распада, особенности семейного воспитания.

В наше время включенность в семью перестала быть необходимым фактором духовного и физического выживания. Личность получила относительную независимость от семьи, изменился характер восприятия семейных отношений. Наиболее значимыми стали не родственные, объективно заданные отношения, а супружеские, основанные на свободном выборе, именно они являются центральными в семье.

Устойчивость семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, где готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни.

Особое значение готовность к браку приобретает на современном этапе развития общества, когда число браков "де-факто" увеличивается по сравнению с числом заключенных браков. Здесь наблюдаются особенности социальных установок и мотивов, которые сформировались у молодежи относительно недавно под воздействием изменившихся социальных условий и норм.

Следует сказать, что психологический аспект не совсем полностью отражает широту проблемы подготовки молодого поколения к семейным отношениям. В имеющихся исследованиях не нашла достаточно полного отражения проблема подготовки школьников к семейной жизни в аспекте выработки у них положительных брачно-семейных представлений.

Все это и обусловило актуальность темы исследования.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между большим количеством исследований по проблеме семейных отношений и недостаточно полным отражением проблемы подготовки школьников к семейной жизни в аспекте выработки у них положительных брачно-семейных представлений.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: изучение особенностей представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: "Особенности представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни".

Объект исследования: школьники старших классов.

Предмет исследования: особенности представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни.

Цель исследования: теоретически выявить и путем опытно-экспериментальной работы проверить особенности представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что у городских и сельских старшеклассников различные представления о семейной жизни. Сельские старшеклассники относятся к семейным отношениям более серьезно, больше привязаны к семейной жизни.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть понятие "семейная жизнь" в психолого-педагогической литературе.

3. Выявить особенности представления старшеклассников о семейной жизни.

4. Экспериментальным путем проверить особенности представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни.

Теоретико-методологическая основа исследования: культурно-историческая теория Л.С. Выготского, его концепция психологического возраста и социальной ситуации развития; идеи отечественных и зарубежных психологов по проблемам семьи и личности подростков и юношей Э. Берна, В. Вульфа, М.Ю. Кондратьева, А.В. Петровского, В.А. Петровского, В.Ф. Пирожкова, Д.И. Фельдштейна и др., а также педагогические аспекты проблемы подготовки будущего семьянина в работах И.В. Гребенникова, Л.М. Панковой, А.Я. Студенте, В.Я. Титаренко, К.Е. Романова, И.В. Бестужева-Лады и др., проблемы полового воспитания отражены в работах И.С. Кона, В.Б. Кагана, Д.Н. Исаева, проблемы института семьи и брака рассмотрены в работах таких российских ученых как С.И. Голод, М.С. Мацковский, А.Г. Харчев, Э.К. Васильева, З.А. Янкова и др. Среди зарубежных специалистов следует отметить Т. Парсонса, Р. Бэйлза, Ф. Мередита, К. Витека и др.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблематике исследования; психологические наблюдения, беседы, анкетирование учителей и учащихся; проведение психологического эксперимента, количественная обработка и качественная интерпретация экспериментальных данных, статистическая обработка полученных данных.

Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ СОШ №31 города Ишима и МОУ СОШ с. Аромашево. В эксперименте участвовали учащиеся 11 классов.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап - постановочный (01.09.09 - 01.10 09) - выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.

Второй этап - собственно-исследовательский (02.10 09 - 02.11 09) - разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.

Третий этап - интерпретационно-оформительский (03.11 09 - 03.12.09) - проведение контрольного эксперимента, обработка и систематизация материала.

Научная новизна исследования: исследования состоит в том, что представления старшеклассников о семейной жизни впервые рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; экспериментально исследованы особенности представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни.

Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 35 наименований, приложения.

Великая педагогика:

Программы и методики формирования речевых компетенций
Концепция содержания обучения русскому языку в школе предусматривает формирование не только лингвистической (языковой), но и коммуникативной (речевой) компетенции школьников, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности, а также с культурой устной и письменной речи, правилами и способам ...

Игра как ведущий вид деятельности дошкольника
Игра занимает центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в пр ...

Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе
Конкретизация деятельности специалиста по социальной работе вытекает из его основных функций. (по В.Г .Бочаровой, Е.И. Холостовой), которые раскрывают специфические особенности социальной работы как профессии. Диагностическая функция предполагает изучение социальным работником особенностей семьи, г ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru