Одной из задач развития речи детей дошкольного возраста является обогащение их словаря образной лексикой. Составляющей частью образной лексики является экспрессивная лексика. Вместе с тем результаты педагогических наблюдений удостоверили, что народная сказка не нашла надлежащего места в практике дошкольного образования и, в частности, в обогащении словаря старших дошкольников экспрессивной лексикой.
{LINKS}В практике дошкольного образования можно проследить следующий процесс: при ознакомлении старших дошкольников с народными сказками нередко на первое место выдвигается содержательный аспект, при этом не обращается должного внимания на жанровые и языковые особенности. Противоречие, которые возникло между большим развивающим потенциалом народных сказок и ограниченным их использованием в дошкольном учреждении с целью развития экспрессивной лексики речи старших дошкольников обусловили выбор темы исследования: «Обогащение экспрессивной лексики старших дошкольников средствами народных сказок».
В ходе экспериментальной работы в ДДУ были выявлены противоречия:
между тем, что в теории существует достаточно много исследований по проблеме развития образной речи и тем, что данные исследования не в полной мере используются в ДДУ;
между тем, что русская народная сказка является эффективным средством развития экспрессивной лексики и тем, что ее недостаточно используют с этой целью в ДДУ.
В связи с этим возникает проблема: каковы возможности использования русской народной сказки как средства развития экспрессивной лексики детей.
Целью исследования является разработка и апробация педагогических условий, системы работы по обогащению экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста средствами народных сказок.
Объектом исследования в нашей работе является процесс развития экспрессивной лексики детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс обогащения экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста средствами русских народных сказок.
Гипотеза исследования – процесс обогащения словаря дошкольников экспрессивной лексикой будет эффективной, если обеспечить такие педагогические условия: понимание детьми содержания сказочных текстов; осознание детьми наличия экспрессивной лексики в текстах сказок и собственной речи; наличие положительных эмоциональных стимулов относительно поиска детьми соответствующих слов, фраз, предложений с экспрессивными средствами; целенаправленный отбор экспрессивной лексики по смыслу сказок; моделирование игровых ситуаций по смыслу сказок; взаимосвязь разных видов деятельности (учебно-речевой, игровой, театрально-игровой, художественно-речевой, изобразительной) относительно активизации употребление детьми экспрессивной лексики.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Определить понятие экспрессивной лексики;
2. Выявить особенности развития экспрессивной лексики детей в дошкольном возрасте;
3. Изучить содержательный аспект работы по обогащению экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста;
4. Выявить особенности русской народной сказки как средства обогащения экспрессивной лексики старших дошкольников;
5. Определить критерии и показатели развития экспрессивной лексики старших дошкольников;
6. Определить и охарактеризовать уровни развития экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста;
7. Разработать и апробировать систему занятий по развитию экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки;
8. Определить влияние проведения системы занятий с использованием народных сказок на уровень развития экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста.
Выбор методов исследования обусловлен предметом, целью и задачами работы: теоретический анализ философской, лингвистической, психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы, анализ планов воспитательно-образовательной работы воспитателей; педагогический эксперимент: диагностика уровней развития экспрессивной лексики, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), наблюдение, количественный и качественный анализ полученных данных.
Великая педагогика:
Экспериментальная работа по обучению рассказыванию
Результаты констатирующего экспериментального исследования показали, что дети с ОНР III уровня способны к пересказу коротких текстов, составлению рассказов по сюжетным картинкам, к рассказыванию из личного опыта, к рассказыванию по данному началу, но все-таки это еще значительно отличается от связн ...
Проблема формирования коммуникативных умений психолого-педагогической
литературе
Совершенствование дошкольного образования в качестве принципиальной составляющей предполагает гуманизацию всей совокупности отношений: ребенок - ребенок, ребенок - воспитатель, ребенок - родители и т.д. Переход к системе образования центрированной на ребенке, делает проблемы культивирования человеч ...
Социальная работа как система
Под системой чаще всего подразумевают упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, образующих некоторое целостное единство. Наряду с общей интерпретацией существуют и другие производные толкования системы (в философской, социологической литературе, теориях управления и т.д.). Так, система опр ...