Процесс обогащения экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста

Педагогическая информация » Процесс обогащения экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста

Одной из задач развития речи детей дошкольного возраста является обогащение их словаря образной лексикой. Составляющей частью образной лексики является экспрессивная лексика. Вместе с тем результаты педагогических наблюдений удостоверили, что народная сказка не нашла надлежащего места в практике дошкольного образования и, в частности, в обогащении словаря старших дошкольников экспрессивной лексикой.

В практике дошкольного образования можно проследить следующий процесс: при ознакомлении старших дошкольников с народными сказками нередко на первое место выдвигается содержательный аспект, при этом не обращается должного внимания на жанровые и языковые особенности. Противоречие, которые возникло между большим развивающим потенциалом народных сказок и ограниченным их использованием в дошкольном учреждении с целью развития экспрессивной лексики речи старших дошкольников обусловили выбор темы исследования: «Обогащение экспрессивной лексики старших дошкольников средствами народных сказок».

В ходе экспериментальной работы в ДДУ были выявлены противоречия:

между тем, что в теории существует достаточно много исследований по проблеме развития образной речи и тем, что данные исследования не в полной мере используются в ДДУ;

между тем, что русская народная сказка является эффективным средством развития экспрессивной лексики и тем, что ее недостаточно используют с этой целью в ДДУ.

В связи с этим возникает проблема: каковы возможности использования русской народной сказки как средства развития экспрессивной лексики детей.

Целью исследования является разработка и апробация педагогических условий, системы работы по обогащению экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста средствами народных сказок.

Объектом исследования в нашей работе является процесс развития экспрессивной лексики детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – процесс обогащения экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста средствами русских народных сказок.

Гипотеза исследования – процесс обогащения словаря дошкольников экспрессивной лексикой будет эффективной, если обеспечить такие педагогические условия: понимание детьми содержания сказочных текстов; осознание детьми наличия экспрессивной лексики в текстах сказок и собственной речи; наличие положительных эмоциональных стимулов относительно поиска детьми соответствующих слов, фраз, предложений с экспрессивными средствами; целенаправленный отбор экспрессивной лексики по смыслу сказок; моделирование игровых ситуаций по смыслу сказок; взаимосвязь разных видов деятельности (учебно-речевой, игровой, театрально-игровой, художественно-речевой, изобразительной) относительно активизации употребление детьми экспрессивной лексики.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Определить понятие экспрессивной лексики;

2. Выявить особенности развития экспрессивной лексики детей в дошкольном возрасте;

3. Изучить содержательный аспект работы по обогащению экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста;

4. Выявить особенности русской народной сказки как средства обогащения экспрессивной лексики старших дошкольников;

5. Определить критерии и показатели развития экспрессивной лексики старших дошкольников;

6. Определить и охарактеризовать уровни развития экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста;

7. Разработать и апробировать систему занятий по развитию экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки;

8. Определить влияние проведения системы занятий с использованием народных сказок на уровень развития экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста.

Выбор методов исследования обусловлен предметом, целью и задачами работы: теоретический анализ философской, лингвистической, психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы, анализ планов воспитательно-образовательной работы воспитателей; педагогический эксперимент: диагностика уровней развития экспрессивной лексики, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), наблюдение, количественный и качественный анализ полученных данных.

Великая педагогика:

Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе
Сегодня понятие «познавательная активность» широко используется в различных направлениях психолого-педагогического поиска: проблем отбора содержания образования (В.Н. Аксюченко, А.П. Архипов, Д.П. Барам), формирования общих учебных умений (В.К. Котырло, Т.В. Дуткевич, З.Ф. Чехлова), оптимизации поз ...

Приемы и способы накопления и обогащения сенсорного опыта слабовидящих дошкольников
Безусловно, развитие зрительного восприятия является приоритетным направлением в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения. Учителя-дефектологи детских садов для детей с нарушениями зрения в своей работе опираются на программы Л.В. Фомичевой (Рудаковой) и Л.И. Плаксиной. Л.А. Дружинина в с ...

Метод проектов в зарубежном и российском образовании
Метод проектов возник в 1920-е гг. в сельскохозяйственных школах США в связи развивающейся там все шире и шире идеей трудовой школы. В европейских языках слово "проект" заимствовано из латыни: причастие projectus означает "выброшенный вперед", "выступающий", "брос ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru