Понятие экспрессивной лексики

Страница 1

Культура речи является важнейшим условием воспитания общей и внутренней культуры человека. Владение литературным языком, постоянное совершенствование речевых навыков составляет необходимый компонент образованности и интеллигентности. Под культурой речи обычно принято понимать соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания грамматически правильно, логично, точно, выразительно.

Становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны), отмечает О.С. Ушакова, умение создавать разные типы связного высказывания происходит в период дошкольного детства. Эти достижения ребенка так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, содержательность, точность, выразительность, и такого важного показателя речевой культуры, как образность.

Понятие образной речи является смежным понятию экспрессивной речи. В. Гумбольд отмечал: «Каждый индивид использует язык для выражения своей неповторимой самобытности». Ученый считает, что когда слово проникается экспрессией говорящего, то оно выступает как выражение определенной ценностной позиции индивидуального человека; речевой опыт каждого человека формируется в постоянном взаимодействии с чужими индивидуальными высказываниями. В связи с этим, следует разграничить понятие экспрессивности и образности речи. Экспрессия, по мнению Г.И. Дидук, – это качество речи, выразительность (или образность) речи, такое ее качество, благодаря которому она приобретает стилистическую значимость (эмоциональность, образность) и становится способной передать определенное нетривиальное содержание. Ученая указывает на то, что при обработке учениками лексем большое значение имеет упор на такие психологические факторы, как образное мышление и речь, чувство языка, дар слова, интуиция. По мнению Г.И. Дидук, экспрессия порождается образностью. Это увеличение впечатляющей (действенной) силы выражения, предоставление ему особой мотивированной приподнятости. Г.А. Олейник отмечает, что полноценному восприятию художественного текста оказывает содействие эмоциональная функция ударных слов, которая имеет целью «процесс осознания и передачи эмоционального заряда текста (его эмоционально-образную выразительность, образные представления)». Такой подход к определению эмоциональной функции касается, по Г.А. Олейник, прежде всего выразительных компонентов в речи потому, что успех эмоционального влияния на слушателя находится в непосредственной связи с восприятием и воспроизведением художественного текста.

Слова, кроме лексического значения, различаются и стилистически (принадлежность к определенной лексической категории). Лексика составляет совокупность употребляемых в языке слов, с которыми связаны определенные значения, закрепленные в общественном употреблении (М.И. Пентилюк, М.Я. Плющ, О.Д. Пономарев и др.). Отдельное значение в лексике составляет экспрессивная лексика. Экспрессивность определяется учеными как совокупность семантико-стилистических признаков единицы речи, которая обеспечивают ее способность выступать в коммуникативном акте как средство субъективного выражения говорящего к содержанию или адресату. Условием создания словесной экспрессии выступает содержание слова, которое включает в себя эмотивно-оцениваемые критерии (Г.И. Дидук и др.). Главная особенность экспрессивной речи состоит, по мнению психологов (А.А Леонтьев ) и психолингвистов (Г.О. Винокур, В.В. Виноградов), в употреблении языковых элементов в свободном их использовании, как в поэтическом так, и в повседневном контексте.

Под экспрессивной лексикой понимается совокупность слов, возникших путем метафоризации, которая усиливает лексическое значение конотативними признаками. Конотативне значение слов выражается преимущественно с помощью лексических средств речи – тропов.

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Сравнительный анализ процессов социализации детей в благополучных и неблагополучных семьях
Семья с социологической точки зрения - малая социальная группа людей, объединенная кровнородственными или иными приравненными к ним связями, члены которой связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью; с юридической - объединение чаще всего совместно проживающих лиц, св ...

Изучение опыта учителей начальных классов по проблеме формирования познавательного интереса у младших школьников к истории
Проблема формирования познавательного интереса младших школьников к истории является очень важной, потому что формируя познавательный интерес к истории учитель не только определяет успешное будущее ученика в среднем и старшем звене, но и формирует патриотизм. На констатирующем этапе была поставлена ...

Психологический анализ учебной деятельности
Теория деятельности возникла еще в древности. Но психологическую теорию деятельности создали наши отечественные ученые: Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн . Первые подходы к учению как к деятельности были заложены трудами Л.С.Выготского, А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштей ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru