Выявление уровней развития экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента

Педагогическая информация » Процесс обогащения экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста » Выявление уровней развития экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента

Страница 1

Для оценки возможности обогащения экспрессивной лексики старших дошкольников, а в дальнейшем и для наполнения активного и пассивного словаря дошкольников экспрессивами, придающими разговорной речи «сочность» и насыщенность, используя средства народных сказок, нами были проанализированы количественные результаты выполнения экспериментальных заданий по определению уровней развития экспрессивной речи по заданиям 1–3. Индивидуальные показатели представлены в приложении 1. Характеристика уровней развития экспрессивной речи представлено в таблице 2.6.

Таблица 2.6. Уровни употребления детьми экспрессивной лексики по смыслу сказочных текстов (в %)

Группа

Высокий

Достаточный

Средний

Низкий

Экспериментальная

-

13,5%

26,6%

60%

Контрольная

-

13,5%

33,3%

53,3%

Как показывает таблица, высокого уровня развития экспрессивной речи не было зафиксировано. На достаточном уровне было 13,5% детей экспериментальной и контрольной групп. Небольшая часть детей – 26,6% детей экспериментальной и 33,3% – контрольной групп находились на среднем уровне развития экспрессивной речи. У большинства детей (60% – экспериментальной и 53,3% контрольной групп) был зафиксирован низкий уровень развития экспрессивной речи.

По результатам выполнения указанных заданий были определены уровни употребления детьми экспрессивной лексики по содержанию сказочных текстов (в%), представленные на рисунках 2.1. и 2.2.

Рис. 2.1. Базовый уровень употребления экспрессивной лексики по содержанию сказочных текстов детьми экспериментальной группы

Рис. 2.2. Базовый уровень употребления экспрессивной лексики по содержанию сказочных текстов детьми контрольной группы

Количественные результаты выполнения экспериментальных задач на определение уровней развития экспрессивной речи представлены в таблице 2.7. По результатам выполнения детьми заданий было условно выделено 5 уровней: высокий, достаточный, средний, низкий, стадия неопределенности. Остановимся подробнее на каждом из них.

Высокий уровень развития экспрессивной речи: дети употребляли в речи слова с разными смысловыми оттенками и нагрузкой, уместно их использовали. В них имелись экспрессивные средства (эпитеты – 10–12, метафоры – 8–9, сравнения – 7–8, гиперболы – 5–7, литоты – 5–6, синекдохи – 3–4, повторы -12–15, стихотворные строки – 18–21 и т.п.). Речь эмоционально окрашенная, богата типичными сказочными формулами, сказочными выражениями (концовки, зачины). Имеются творческие процессы относительно самостоятельного употребления экспрессивной лексики. Во время составления образной характеристики сказочных персонажей используют смысловые оттенки слов. В процессе пересказа любимой сказки используют жестовую символику (мимику, пантомиму), изменяют тембровую окраску (подражание голосу сказочных персонажей, частичное перевоплощение).

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Особенности коммуникативной деятельности детей 3-5 лет
Нормы поведения, усвоенные ребенком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками в свою очередь, многие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе, привносятся им в семью. Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Общение ребенка со сверс ...

Особенности развития физических качеств и двигательных навыков у школьников с умственной отсталостью легкой степени
На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывают влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей. Психомоторное недоразвитие детей с ...

Критерии оценки результатов проектной деятельности учащихся
Функция контроля заключается в оценивании проектной деятельности и подведении итогов педагогом. Существуют критерии, которым педагог должен следовать для успешной оценивании проектной деятельности, Полнота реализации проектного замысла. Этот критерий позволяет оценить, насколько в полученном в резу ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru